ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Nokturnal Mortum "Iстина"

Nokturnal Mortum, Iстина

12-06-2017 Дмитрий Фомин

NOKTURNAL  MORTUM – 2017
Folk/pagan/atmospheric black metal
"ICТИНА"
ORIANA MUSIC
Украина, Харьков

Каждый номерной альбом Nokturnal Mortum является отражением целой эпохи в истории этой легендарной группы. Как известно, лидер команды Евгений Гапон, более известный как Варггот, не склонен к самоповторам и, мягко говоря, не часто радует своих поклонников свежими релизами. Хотя и в таком методе есть свои плюсы. Каждое новое творение этих столпов украинского блэка – удивительное и новаторское звуковое полотно, в равной степени целостное и одновременно столь безграничное и грандиозное, что его появление всецело окупает годы ожидания.

Итак, после восьми долгих лет, минувших после выхода монументального "Голоса Сталi", харьковчане явили миру свою новейшую работу под названием "Iстина". Разумеется, новый релиз от группы такого уровня как Nokturnal Mortum в обязательном порядке сопровождается массой разнополярных комментариев, скоропалительных обвинений и поверхностых резюме. Однако, за долгие годы существования NM пора было уяснить одно: нельзя судить об их творчестве сгоряча.

Примечательно, что чем выше "мортумы" поднимаются по ступеням собственной эволюционной лестницы, тем глубже во времени, к изначальным корням всего сущего уходят они в лирическо-философском плане. Совершенно ясно, что подобный подход не терпит суеты, ведь Истина открывается только после долгой и упорной работы над собой. Новый альбом украинцев это не проходная пластинка, а очень вдумчивая и прогрессивная работа, требующая к себе повышенного внимания.

Многообразие и насыщенность "Iстины" всецело достойны восхищения. Восемь лет явно не прошли даром, перед нами масштабная и основательная картина, в которой тщательно продуман каждый штрих. Невероятно красочная и детализированная обложка, запечатлевшая извечный круговорот жизни и смерти, авторства Кристиана Валина (да-да, того самого, кто делал оформление культового "Wildhoney" Tiamat) вполне конкретно отражает смысловой посыл альбома.

Прослушивание "Iстины" сродни чтению объемной и увлекательной книги, сюжет которой словно проживаешь сам, а после окончания мечтаешь вновь окунуться в этот мир. Как и подобает эпическому литературному произведению, здесь также присутствуют "пролог" и "эпилог" – довольно-таки  самостоятельные композиции в стиле атмосферного эмбиента.

Звуковая палитра вкупе с великолепным саундом представляет собой практически идеальный баланс между возвышенной мелодичностью и металлической агрессией. Невероятное изобилие фолк-инструментов, плотно оплетающих блэк-металлический каркас, воистину поражает. Здесь присутствует уже традиционная для NM трембита, а также виолончель, скрипка, цимбалы, сопилка, флейта, дульцимер (цитра), дрымба, бандура и пр. Своеобразную изюминку в звучание альбома внесли синтетические клавишные, которые в свою очередь вполне гармонично сочетались со звучание народных инструментов.

По мере ознакомления с композициями перед нами предстают нечеловечески прекрасные, завораживающие симфо-блэковые эпизоды, в чем-то знакомые нам еще по "Goat Horns", сменяемые разудалым фолк-металлическим качем, имеющим схожие черты с мелодиями из "Мировоззрения". Эффектные хард-роковые соло словно расцветают из продолжительного пульсирующего риффинга, подкрепленного мощной связкой ритм-секции. И даже хитовый кавер "Лiра" словно родной вписался в общую картину, добавив необходимую порцию драйва.

Помимо традиционного скриминга Варггота мы слышим экспрессивный, но вполне искренний чистый вокал в его же исполнении, душевные "молодецкие" хоры и даже горловое пение. При всей сложности и многоступенчатости большинства треков и богатстве аранжировок музыкантам удалось воссоздать вполне гармоничный и стройный композиционный облик. Альбом "дышит" и словно бы сочится животворящей природной силой.

Украинская лирика носит лаконичный, но вместе с тем глубокомысленный образ, уводящий нас вглубь времен, когда даже имена славянских богов еще не были произнесены, а человек оставался один на один с ликом всемогущей природы.  Однако, основные идеи текстов остаются актуальными и по сей день. Варггот доносит идеи здравого и разумного патриотизма, вполне доступно и четко выражая свою позицию:

"Коріннями вріс
В руках гострий спис
Плечем до плеча
Тут моя земля "

(с) "З Чортом За Пазухою"

Концепция "Iстины" поэтапно повествует о древних гуцульских ритуалах ("Мольфа"), об одушевленных силах вековых лесов ("Смерековий Дiд"), заигрывает с мотивами шаманского мистицизма ("Вовчи Ягоди"), скорбит о жизненных потерях и горестях ("У Човнi З Дурнями"), вопиет о расплате за кровавое деяние ("Дика Вира"),  о жестоком истязании Матери-Земли ("Чорний Мед"), и наконец вещает о вечном единении человека и Природы ("Нiч Богiв").

Разумеется, при всей его витиеватости раскусить с первого раза этот альбом довольно сложно. Но необыкновенная аура почти животного магнетизма и ощущение некоего "иного измерения" заставляют возвращаться к прослушиванию снова и снова, пока ты окончательно не сроднишься с материалом, прочувствуешь эго энергетику и вот тогда-то начинаешь испытывать настоящее удовольствие.

В очередной раз Варгготу и его соратникам удалось создать, не побоюсь этого слова, настоящее произведение искусства, не только в очередной раз подчеркнувшее значимость и незаурядность украинской блэк-сцены, но и сумевшее вполне гармонично влиться в струю ныне довольно популярного стиля atmospheric-black. Впрочем, на недостаток поклонников NM грех жаловаться, хотя популяризация для Варггота, кажется, всегда  была  делом вторичным. Не взирая на мировые тренды, Nokturnal Mortum всегда стойко придерживались собственного пути, моде предпочитали инновации, и таким образом обрели статус культовой формации, прежде всего нацеленной на саморазвитие и постижение той самой Истины, которую они так мастерски преподнесли нам в этот раз.