ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Nord Frost "Beatitudo"

Nord Frost, Beatitudo

24-02-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

NORD FROST — 2015 * * * * *
Atmospheric black metal / ambient
"BEATITUDO"
NIHIL ART MUSIC
Казахстан, Лисаковск

Nord Frost вопреки всем возможным ассоциациям от такого сугубо северного названия -  это отнюдь не проект кого-то из легиона норвежских блэкарей и даже не группа из Чувашии, исполняющая викинг-металл. One-man проект с таким холодным названием базируется в Казахстане и творит музыку, которую сам же классифицирует на стыке атмосферного блэка и эмбиента.

Nord Frost существует с 2013 года, но за это время успел записать и обнародовать в общей сложности около дюжины цифровых релизов, два из которых в скором времени, как обещает лейбл Nihil Art Music, увидят свет в качестве полноценных физических CD.

"Удивление" - именно это слово всплывает в мозгу, когда слышишь первый трек "Memories". Ни эмбиента, ни тем более блэка, а просто как будто какая-то гитарная разминка в начале альбома в стиле fusion или задумчиво-медитативное, размеренное и ни к чему не обязывающее перебирание воображаемых гитарных ладов. Этого ли стоило ждать от релиза, который хоть и весьма косвенно, но тем не менее провозглашает свою близость блэк-идеологии?

Но всё встаёт на свои места в уже следующей за открывающей диск вещицей "Sidera Frigus", хотя брови от удивления по-прежнему ползут, но уже в другую сторону. Да, тут, вроде бы, всё на месте: и природная флегматика эмбиента, и росистые колокольчики клавиш, и специфические синтетические гитары, но буквально с первых же секунд звучания этого трека мы снова слышим вокал, которого не было давно, и от которого, как казалось ещё совсем недавно, Nord Frost избавился окончательно и бесповоротно, указывая, между прочим на то, что его треки звучат естественнее и глубже без вокального сопровождения, которое им только мешает.

Как бы то ни было, сейчас основатель и единственный участник проекта Max снова скримит – скримит злобно, шумно, полифонично и с чувством, старательно разрушая величественные воздушные замки, которые сам же и возводит на солнечных полянах и лужайках Лориена и прилегающих к нему территорий. Скримит не часто, но всё же (назгульские полувздохи-полувскрики в других треках – не в счёт) того, что есть в "Sidera Frigus" хватит вам надолго.

"Doloris..." встречает нас звуком дождя и резким, почти агрессивным, жужжанием синтетических гитар и рокотом синтезированного баса, перекрыть которые на этот раз не в силах ни эльфийская магия, ни волшебство возвышенных гондолинских синтезаторов. Дождь идёт, и ему нет ни конца, ни края. Дождь бесконечен, словно скорбь, а скорбь по ушедшим, как известно, не имеет срока давности, и "Doloris...", начинавшаяся как немного меланхоличный контрастный трек, начинает звучать пугающе и зло, в своей круговой зацикленности намекая на безысходность и этернальность любой утраты и расставания у реки, имя которой на языке эвфемизмов звучит, как Забвение.

Почти симфо-блэковая "Emovere" напоминает смесь Summoning, Limbonic Art, Nokturnal Mortum и Astarium, а классические клавишные зарисовки в начале и в середине трека удачно контрастируют с общей напористо-тоскливой атмосферой, которая словно готический шпиль стремится вырваться за пределы этого мира и обрести столь желанную гармонию и невечерний свет.

За ней следует "Procella" – прекрасный симфо-фолковый номер, который, если бы не призрачные назгульские завывания где-то на заднем фоне, прекрасно смотрелся бы в репертуаре даже таких групп, как Indica, Lyriel, Faun и Elane. А Оскар Уальд, живи он в наше с вами время, наверняка сказал бы, что так старый призрачный сеньор из замка Кентервилль прощался со своей новой знакомой, освободившей его дух из многолетнего заточения. И засохшее миндальное дерево вновь зацвело, и призрак прощался с девочкой своим могильным сухим хрипом.

Завершает альбом мистическая и таинственная "Cold Emptiness" с холодным позвякиванием цепей, воем ветра и скорбными волчьими рыданиями. Настоящий dungeon-synth. Этот альбом действительно полон загадок, от которых мороз идёт по коже. Если Вы разом прослушаете его от начала и до конца, то за шесть треков средней степени длительности он удивит вас не раз и не два, это точно.

В целом релиз "Beatitudo" вышел намного более резким, тяжёлым, стремительным и даже грубым, чем прежние творения Nord Frost и тот же "Solstitium". От былых enigmatic-веяний почти не осталось и следа. Повеяло чем-то новым, экспериментальным и необычным. Но при всех этих "но", мы всё же имеем дело со старым добрым Nord Frost, который растёт, развивается, ищет свой путь и не боится иногда взглянуть на себя с непривычного ракурса. Именно таким большим экспериментом и показалась мне эта новая работа казахстанского one-man проекта, хотя если судить поверхностно, ничего особо и не изменилось: всё те же горы, реки, и стволы мачт, притворившиеся деревьями, но за ними определённо что-то есть. Что-то такое, чего ещё не было. Вслушайтесь, быть может, вы услышите это тоже.

Алексей "Astarte Eel" Иринеев