ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Nordlumo "Embraced By Eternal Night"

Nordlumo, Embraced By Eternal Night

18-02-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

NORDLUMO – 2016
Atmospheric funeral doom metal
"EMBRACED BY ETERNAL NIGHT"
SELFRELEASED
Россия, Мурманск

В последние два-три года я всё больше убеждаюсь, что у российского фьюнерал-дума есть будущее. То и дело откуда ни возьмись появляются такие группы и проекты, которые поневоле заставляют вспомнить, каким был этот максимально консервативный и мрачный жанр во времена своего расцвета на заре 90-х, когда My Dying Bride, Anathema и Paradise Lost, смешав в одной ампуле дэт и дум, создали нечто революционно новое и радикально мрачное, что в трепетных руках Paradigma, Dusk, Visceral Evisceration и других великих команд обрело классический вид и черты того, что нам ныне известно, как “похоронный метал” – funeral doom.

Много пива утекло с тех пор, но Skepticism, Shape Of Despair, Colosseum, Dystopia, Lethargy Of Death, Night Of Suicide и иже с ними по-прежнему несут свой кромешный стяг, и именно в этом лагере, к которому относятся все перечисленные выше коллективы, прибыло в прошлом году, когда на просторах всемирной паутины появилось дебютное творение загадочного проекта под названием Nordlumo. Прекрасная зимняя обложка, шесть треков на более, чем 80 минут звучания, полное отсутствие информации о коллективе и множество восторженных отзывов на самых различных музыкальных форумах от самых разных людей.

Впрочем, кое-что мне всё же удалось разузнать. Занимается этим проектом человек по имени Евгений “Nordmad”, а базируется Nordlumo в снежном и суровом Мурманске. Трудно не заметить, как зародившись совсем недавно, так называемый зимний метал  - winter metal - набирает всё более впечатляюще обороты, и быть может, это первый музыкальный жанр, в котором наше отечество может быть признано лидирующим. Якорь, Devilgroth, Eisflammen, Solarfall, зимние оды Astarium, а вот теперь ещё и Nordlumo. По мере прослушивания этих холодных литаний во славу вечной мерзлоты можно не только проникнуться их величием, но и реально навеки замёрзнуть как от поцелуя Снежной Королевы.

Произведения мурманского проекта преисполнены глубокой и как будто торжественной, но в то же время крайне напряжённой и словно тревожной патетики (“The Autumn Fall”), а что самое важное – напрочь лишены такой столь характерной порой для фьюнерала занудности. Ледяные мелодии Nordlumo отличает особая морозная пронзительность и безмолвная, словно самый отчаянный крик, тишина. Вокал появляется только во втором треке, и это мощный гроул в лучших традициях жанра. Он не менее насыщен и многогранен, чем музыкальные хитросплетения авторства Евгения, а может быть даже и более. Давно замечено: рычать трагично – особое искусство, и Евгений им владеет в совершенстве, впрочем, то и дело переходя на трагичный шёпот и другие вокальные техники.

Я могу с уверенностью сказать, что такая музыка, которую предлагает нам на своём дебютном полноформатнике Nordlumo, вполне могла бы аутентично звучать и без вокала вовсе, как делают это, к примеру, российские проекты Faith и Rebirth, но вокальные дорожки ещё более оживляют и расцвечивают эти мононолитные инструментальные фразы, в которых бескрайняя тоска и невосполнимая утрата сочетаются с предвечным сиянием далёких звёзд и идеально-непреступным величием снежных массивов, которые поистине заслуживают к себе особого благоговейного отношения и трепета (“Scripts”), что мастерски и воспроизводит Nordlumo.

Каждая вещь на компакте обладает особой притягательностью и красотой, но отдельно стоит выделить необыкновенную, почти двадцатиминутную “Devotion”. В этой композиции столько контрастных переходов и атмосферных вставок, что в их хрустальных лабиринтах на самом деле можно заблудиться, и текст про отчаянное стремление соединиться со звездой, которую автор называет Небесным Странником, покинув серый мир людей, ещё более оттеняет и усиливает впечатление от этой и без того кромешно-беспросветной зимней черноты. Гроул переходит на отчаянный хрип в особо драматичных фрагментах этого возвышенного манифеста беспредельной тоски, и слова словно горящие угли впечатываются в сознание обугленными страницами последней исповеди.

“I crawling to you.  Я ползу к тебе,
By bleeding hands I am leaving traces on the ground. Мои истекающие кровью руки оставляют следы на земле.
A little more, just a little bit Немного дальше, всего чуть-чуть.
My whole life is a struggle with myself Вся моя жизнь – борьба с собой.

Cold lakeshore barred my way Холодные берега преградили мой путь,
Became lifeless ice wall Превратившись в безжизненную ледяную стену.
Skywalker... Horizon devoured him Небесный Странник…. Горизонт поглотил его
I hear someone laughing... И я слышу, как кто-то смеётся.

Wait, Skywalker! Wait for me! Подожди, Небесный Странник, подожди меня.
I'm coming! Running! Crawling! Swimming! Я иду, бегу, ползу, плыву!
How Cold, oh Gods... Как холодно, о, боги….
Don’t leave me... Не оставляй меня…”

(с) “Devotion”

Ну а чисто в музыкальном плане произведения, расположенные на альбоме, представляют собой практически канонический фьюнерал – максимально замедленный дэт-дум с утробным мужским гроулом и категорически безрадостными мелодиями, хотя в музыкальной палитре коллектива присутствуют не только традиционный рок-инструментарий, но и авангардное фортепиано (“Scripts”), что сообщает трекам лёгкиё налёт авангарда или даже неоклассики, а местами чуть ли не эмбиента, что делает пластинку ещё более разнообразной и интересной. Ту же “Scripts” я считаю ничуть не уступающей по градусу бездонной апатии и скорби лучшим творениям  Beyond Belief и Phlebotomized, но всё же считаю, что слушать этот диск нужно с самого начала и до конца, не вырывая из монохромной глубины релиза даже такие удачные музыкальные зарисовки.

Будет излишним говорить, какое влияние на разум и душевные силы слушателя способен оказать “Embraced By Eternal Night” за столь немалое время своего звучания. Композиции словно перетекают одна в другую, с одной стороны, образуя некое единство, а с другой – каждый раз представляя что-то новое и необычное. Как на тысячи километров снежных равнин не найти и двух одинаковых снежинок, так и у Nordlumo нет и намёка на самоповторы, только монохромная зимняя самоидентичность. А кавер на трек Colosseum “Weathered” звучит ещё более объёмно и атмосферно, чем в оригинале, завершая компакт словно некое послесловие и дань уважения, признательности учителям, наставникам и единомышленникам.

Звезда разнится в славе со звездой, и этот релиз выделяется как полярная звезда по сравнению со многими другими работами фьюнерал-коллективов. Внимательный и открытый к восприятию тех зимних посланий, которые таят в себе композиции Nordlumo, слушатель обретёт на этом CD множество приятных и волнующих душу впечатлений, а для кого-то “Embraced By Eternal Night” вполне сможет стать настоящим открытием или долгожданным путешествием в те далёкие времена, когда похоронный дум был чем-то сродни религиозному культу и неизменно зажигал яркой неугасимой лампадой сердца тех, кто был достаточно терпелив и проницателен, чтобы понять его тёмное и пугающее очарование.