ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Nordwitch "Mork Profeti"

Nordwitch, Mork Profeti

06-12-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

NORDWITCH – 2016
Death/black metal
"MORK PROFETI"
SATANATH RECORDS / DARZAMADICUS RECORDS
Украина / Венгрия

Уже давным-давно как поугас мой – и думаю, не только мой – пыл и энтузиазм по поводу экстремальных команд с брутальным женским вокалом. Подобных коллективов развелось столько, что количество давным-давно похоронило качество, и даже столь любимые мной Кадаверия, Металлик Китти и Нера уже не радуют, оставляя только чувство какого-то странно-липкого и вроде бы беспричинного недоумения. Тем не менее, к знакомству с дебютным творением этой украинско-венгерской бригады я подходил с предчувствием чего-то необычного и даже волшебного (чему бы жизнь нас ни учила, а сердце верит в чудеса).

Украина… Венгрия… Обложка в лучших традициях гречанок из Astarte. Прожжённые специфической воинственной харизмой лица в буклете. Определённо, в этой Северной Ведьме (именно так переводится на язык Достоевского Nordwitch) что-то есть! Пробежался по названиям песен – “Lady Evil”, “The Call To An Ancient Evil”, “To Nord Gods”, “Messiah Of Death” – и с нетерпением включаю альбом. Вступительное интро интригует, но ничего особо не объясняет. Звучит второй трек, и утюжащая, словно танк, всё и вся канонада гитар и ритм-секции вкупе с апокалиптическими проигрышами нижних гитарных струн, расступается, словно волны морские перед Моисеем, уступая звуковые дорожки Марии Дементьевой, вокалистке.

Её голос звучит брутально и утробно. Закрыто и надсадно. Почти как у Криса Барнса во времена его пребывания в Cannibal Corpse. Так в свои лучшие времена гроулила Мария Абаза из приснопамятной российской банды Merlin, чьим творчеством в начале 90-х восхищались даже ребята из Morbid Angel. Нечто подобное можно было услышать у Рейчел во времена её недолгого пребывания в Sinister. Иногда Дементьева переходит в своём пении регистром выше и вкупе с расцвечивающими бескомпромиссные риффы мелодичными гитарами начинает напоминать Натали-Анжелу Госсоу и в целом творчество Arch Enemy классического образца.

Уже третий трек ни на шутку ощетинивается плотным частоколом северных мелодий и пиками-копьями зубодробительно-техничного блэк-дэт-шторма, а Мария начинает рычать и хрипеть, переходя на связки и напоминая уже обозначившуюся чуть выше Кадаверию. Возможно, именно так мог бы звучать и звучал бы Arch Enemy, если бы не растерял в погоне за внешним лоском и безупречностью гитарных соло внутренне-идеологической глубины и метафизической концептуальности - веры во что-то помимо аккордов, нот и тиражей проданных дисков. Если бы не превратился в безупречно отлаженную машину по производству гитарного дэта.

А вот в “Lady Evil” повеяло чем-то от Cradle Of Filth, и вокал Марии стал отдалённо напоминать Дэни Филта (естественно, без перегибов и без эффекта, происходящего от придавливания дверью мужского хозяйства, - без характерного бессильно-злобно-отчаянного скрежета-скрима). Ещё более пространное и мелодичное соло вкупе с характерной для Nordwitch северной атмосферностью делает прослушивание диска ещё более интересным и нескучным. Треки катятся друг за другом, как огромные валуны с Лысой горы. Каждая вещь приносит что-то новое и что-то своё, развивая и дополняя общую канву.

Мария свободно переходит от одной вокальной гроул-техники к другой, не давая любителям хрипов и голосового мазохизма скучать. По мере прослушивания CD вы не раз услышите и Барнса, и Кадаверию, и “кредлов” с “арч энеми”, и Merlin, и много кого ещё. А вот шестой трек “To Nord Gods” начинается с акустических гитарных проигрышей и звучит почти в духе Bathory и Amon Amarth – эпично, воинственно и проникновенно. Это, конечно, не Аркона и не Мария “Scream” Архипова с их “Русью”, но нечто весьма к ней и к ним по-своему близкое. Я не устаю удивляться и восхищаться тому, что записали Nordwitch на своём дебютном LP. Разнообразно? Да. Но скорее эклектично и синкретично.

Траурно-торжественная “No Regret” поначалу напоминает кого-то из ортодоксальной тру-блэк-метал братии, но едва появляется вокал, очень эпично разрождается всё тем же стаффом, который изначально мерещился мне в их треках ещё в начале альбома: Arch Enemy + Cradle Of Filth. Ритмичная блэковая, отчаянная долбёжка в духе “крэдлов” успешно разбавляется превосходной гитарной работой, типично эмметовскими соло и разноплановым вокалом Марии. Кстати, с группой Эммота и Госсоу Nordwitch роднит и ещё один факт: один из их гитаристов также, как и вокалистка, носит фамилию Дементьев.

Завершает почти сорокаминутную пластинку ещё одна вещь в подобном же Enemy/Filth-ключе - “Messiah Of Death”. Сокрушительные драм-проигрыши, скоростные гитарные атаки, упоительно захлёбывающаяся собственными вскриками-взрыками вокалистка – Nordwitch в своих последних двух композициях как будто решили показать всё то, что им самим более всего интересно и в кайф играть. Маска упала с опалённого сражениями лица Северной Ведьмы, и мы увидели, пожалуй, самую перспективную ветвь развития современного дэт-блэка. Впечатляет? Ещё как!

Кто-то скажет, что этот диск мог бы быть лучше, некоторые идеи ещё не вполне раскрыты, а та же “метафизическая концепция” пока ещё убедительна не на все сто. И я с этим легко соглашусь. У Nordwitch огромный потенциал, который уже сейчас пробивается словно чёрное сияние буквально изо всех щелей, но это всего лишь дебютник. Хороший, слаженный, интересный дебютник, который, наверняка, заставит каждого, кто его услышит, напряжённо и пристально следить за деятельностью этой команды. Так сделаю и я.  Что ещё сказать: очень и очень неплохо. Но пока ещё не шедевр. Возможно, вы придёте к иному умозаключению. Крайне рекомендую.