ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом November "La Commedia E Finita"

November, La Commedia E Finita

04-08-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
NOVEMBER
Релиз
“LA COMMEDIA E FINITA”
Год
2017
Стиль
Alternative / indie / experimental
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия

Если ошибиться на полстакана, то можно спутать эту группу с итальянскими думстерами Novembre (разница всего лишь в порядке двух последних букв), однако путать не стоит, а лучше любить и чествовать. November является one-man-проектом, а сейчас представляет свой дебютный концептуальный альбом, название которого с французского переводится “Комедия окончена” (фраза “финита ля комедия” давно уже стала культовой и крылатой) и повествует о переходе в сознательный возраст и о связанном с этим духовным перерождением. Сказка детства заканчивается, и начинается трудная и сложная взрослая жизнь – диск про это.

Этот инструментальный альбом начинается со странноватого трека “Look At Me”, где авангардные клавишные соседствуют с хаотичными ударными и красивыми синтезаторными хорами. Сразу вспомнилась легендарная вещь с альбома Celtic Frost “Into The Pandemonium” и её интерпретация злобными панками из Lawnmover Deth. Нечто подобное можно было услышать и у гениев неоклассицизма из Chaostar и даже в инструменталах их основного проекта Septic Flesh, но композиция November явно носит иную окраску и не относится к оккультизму. Признаться, я подумал, что первый трек выполняет роль интро и дальнейший материал будет звучать иначе, но не тут-то было.

“Abortion Fork“ продолжает ту же мрачноватую линию и звучит как инфернальная литания князю мира сего. Усилием воли я заставил себя вспомнить об идеологической подоплёке альбома и настроиться на жизнеописательный лад, что получилось не очень хорошо, ведь композиция звучит как Pan.Thy.Monium, стократ усиленный глубиной классики и силой мистицизма. Готов поклясться, что до таких высот не добирались ни Elend, ни Attriction – November звучит как ядерное откровение, выросшее на почве космического нойза и заботливо перенесённое в мир людей. Мелодии и ходы проекта настолько смелы и самобытны, что в это трудно поверить.

Винтажное потрескивание в “Shine In The Darkness Of Her Dreams” однозначно делает отсылки в сторону нойза, эмбиента и дарквейва: ламповые клавишные робко прорисовываются на фоне гнетущей атмосферы и черных всполохов тоски. Уже по ходу звучания этой, третьей по счёту вещи перестаёшь сомневаться в абсолютной гениальности релиза и его создателя. Джазовая размеренность настолько удачно вписывается в тревожную пульсацию стратосферы, что лучше было бы даже сложно себе вообразить. Статистические шумы в “White Hands” напоминают радио-нойз, но выходят далеко за тесные рамки жанра, а ближе к финалу словно бездна разверзается под ногами.

В 1999 году норвежцы из In The Woods… дали своему новейшему на тот момент альбому название “Strange In Stereo”, мне показалось, что тот термин стал своего рода классификацией для жанра, к которому и стоило бы отнести November. Трек “Hotel” расположен в середине, и, как говорит автор, намекает на то, что этот альбом как отель, как коробка, в котором содержатся твои убеждения, мысли, идеи, способности, таланты, люди, и ты достаёшь и заново переосмысливаешь их. Хозяйка этого отеля - жизнь, и от неё зависит, каких людей ты встретишь, кто или что сформирует твоё мнение.

А вот “Fear” для меня стал одной из самых любимых вещей на диске, быстрый, стремительный как настоящий страх, он ещё больше напоминает саундтрек к драме или хоррору, а “трубы апокалипсиса” и джазовые гитары в совокупности создают очень впечатляющую картину напряжения и тревоги. Как говорил испанский психолог Хосе Антонио Марина, победа над страхом - это самое славное и самое сложное дело в нашей жизни, и “Fear“ иллюстрирует это вполне. А вот “Silver Gun“ уходит куда-то в трип-хоп и напоминает мрачный и депрессивный вариант Portishead, откуда взбесившиеся звуки изгнали вокал и стали править всем сами.

Когда я читал рецензии на Maudlin Of The Well и Cocteau Twins, но ещё не слышал их, то думал, что музыка на их альбомах должна звучать именно так. Что-то безумно прогрессивное, неотмирное, кайфовое, пространное и чарующее. Все эти эпитеты живут в композициях November, точнее, November воплощает их в звуки и даёт им новую жизнь и автономное бытие. И ещё раз дадим слово автору: “Трек “Rain”, расположенный ближе к концу, говорит об успокоении и мудрости, которые каждый человек получает после этого периода своей жизни”, и действительно “Дождь” приносит нотки умиротворения своим мерным шелестом и такими же мерными островками джаза.

Безумный смех, очень напоминающий тот, что можно услышать в треке Killing Ophelia “10:06” открывает титульную вещь и продолжает возвращаться снова и снова по мере развития композиции. Такое чувство, что лежишь в психиатрической лечебнице в смирительной рубашке и внимаешь непрерывной трансляции из потусторонних миров. Атмосфера весьма напоминает Killing Ophelia и их “Last Vision”, а финальная “Flat Lux” с шелестом морских волн подводит жирную черту под всем изложенным выше, как будто всё находит умиротворение в морской пучине и растворяется где-то в подводных залах Атлантиды.

“Это история с хорошим концом, так как каждый человек хоть и боится, но сталкивается с этим - внезапно взрослеет” – говорит сам автор о финальной части пластинки. Ну а я могу сказать, что “La Commedia E Finita” – один из лучших (если не самый лучший) альтернативный релиз  текущего года. Самое интересное, что November не играет развлекательную музыку, а относится ко вполне серьёзному жанру с такой же серьёзной тематикой. Альбом не просто на одном уровне с Kenny G. и Al Di Meola, но даже в чём-то и превосходит их, не уступая в кругозоре и в техническом мастерстве.

November доказывает что умная музыка может быть многогранной и интересной, а альтернативный инди-релиз способен оказаться на одной полке с классикой, блюзом и фьюжном. Альбом вбирает в себя понемногу из самых разных жанров и стилей, а в итоге звучит как настоящий эпик глубокого и осмысленного отношения к жизни. Авангард и нойз оказываются только гранями многослойной и странной реальности, которая может звучать как рок, но совершенно не обязана оставаться в его тесных рамках, да и вообще соответствовать хоть чему-то человеческому и рациональному. Перед вами альбом, который ждёт внимательного и вдумчивого прослушивания, а в случае серьёзного к себе отношения принесёт просто невероятные ощущения.