ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

О вкусах спорят!

о вкусах спорят

30-06-2016 Виктория "Caracal" Озёрная

Да, именно таков заголовок и центральный тезис статьи – «О вкусах СПОРЯТ!» Сейчас, в эру интернета и вседоступности информации, вирус потребительства поразил даже сферы искусства, и той промежуточной части между искусством и массовой культурой, которая называется рок-музыкой. И в связи с этим действительно, о вкусах приходиться спорить. Почему же я так жестко ставлю вопрос? Давайте разберемся в этой сложной культурно-эстетической теме…

Для начала стоит вспомнить базовую анти-тезу: о вкусах НЕ спорят. Откуда она взялась, когда и по каким причинам? Эта фраза возникла в древние времена, когда не существовало глобального мира и интернета. Так же еще не существовало массовой культуры в современном виде (поп-музыка, голливудское блокбастерное кино и т.д.) и капиталистического общества, как его принято понимать сейчас. Выражение «О вкусах и цветах не спорят» уже было замечено еще в античные времена. И в то время такая мысль действительно была оправдана и логична, т.к. люди занимались чистой воды творческим поиском и искусствами: поэзией, музыкой, скульптурой, драматургией и т.д.

Переходя к более близким к нам временам, переключим свое внимание на конкретную область искусства. В 19-м веке классическая музыка достигла пика своего развития. Конечно, были и более легкие жанры, чем тяжеловесные бетховенские симфонии или вагнеровские оперы. Жанр оперетты был более доступен и легок для восприятия. Но это были две слишком разные кухни искусства, чтобы можно было спорить о том, что из них лучше. Тем более, что в обоих направлениях требовались не только высокие профессиональные навыки исполнения, но и безусловная одаренность, талант, а так же определенные данные от природы. И в условиях подобного жесточайшего отбора действительно невозможно было спорить о вкусах. Например, вопрос «кто лучше - Шопен или Лист?» - кажется абсурдным. Потому что при всей разнице в индивидуальном авторском почерке хотя бы этих двух композиторов, их музыкальный гений очевиден и бесспорен. Да, кому-то субъективно больше по душе конкретный композитор, но глупо навязывать свой вкус окружающим людям, которым больше нравится другой классик. Это вполне очевидно. Безусловно, и в те времена были как гении и таланты, так и бездарности. Но при вышеуказанном жестком отборе плохие певцы, бездарные композиторы, драматурги  и т.д. отсеивались самым естественным образом, не дойдя даже до сцены, либо однажды появившись на ней, бесследно исчезали в веках. Ни влиятельные родители, ни деньги не могли продвинуть на сцену очевидную даже для самого простого обывателя бездарность или по крайней мере сколь долго ее там удерживать.

И вот здесь мы плавно подходим к главному: в наши дни ситуация в корне изменилась на противоположную. Уже ни для кого не секрет, что в современных условиях дикого капитализма для того, чтобы стать известным в творческой сфере, необязательно обладать талантами. А вот так называемая предприимчивость, денежные средства и знакомства с «нужными» людьми выступают определяющими факторами. Западного шоу-бизнеса касаться мы не будем и обсудим именно наши чисто российские «феномены». Хотя, и в зарубежной массовой культуре хватает анти-идеалов, но это тема для отдельной статьи.

Так вот, вернемся к нашим родным российским просторам. Все началось с пост-советской эстрады 90-х. Помните Ирину Салтыкову? Или Лену Зосимову? Что у них было общего? Обе совершенно не умеют петь даже по эстрадным меркам, и обе являлись протеже влиятельных лиц в шоу-бизнесе тех лет. Потом одна за другой, как грибы после дождя, стали плодиться женские поп-группы, как правило, с подобными же вокальными данными и с акцентом на полу-порнографический визуальный ряд. В народе таким поп-группам даже был придуман емкий эпитет «поющие трусы». Я прекрасно помню, с каким неприятием первые лет 5-10 воспринималось народом все это безобразие. Но дальше в массовом сознании словно произошла некая подмена понятий. Среди обывателей отношение к шлюхам на эстраде стало с каждым годом все более лояльным. Затем, эта тенденция перебралась и в пост-советский сгнивший труп под названием российское кино. Вульгарные и пошлые комедии в духе «Яйца Судьбы» или «Горько!». И в итоге многим людям даже стали нравится такие «феномены» российского шоу-бизнеса, как «поющие трусы» и дегенеративные комедии.

Дальше тенденция стала перекочевывать и в российскую рок-музыку. Всем стали править деньги и потребительское отношение даже здесь. На данный момент, для того, чтобы продвинуться на большую сцену, ненужно иметь интересный и самобытный материал, ценный сам по себе для искусства. Часто бывает, что даже исполнительские данные музыкантов весьма посредственны. Но, если у тебя есть деньги и знакомства, то ты рок-звезда на день.

Стоит признать, что многие современные тяжелые группы – это больше бизнесмены, чем музыканты. Они зациклены на продвижении скорее собственной персоны, чем идей своего творчества. Потому, что каких-либо четко сформулированных идей в их творчестве просто нет. Их музыка пуста и является, как правило, лишь дополнением к их эпатажному имиджу, а наличие текстов служит лишь наполнителем для инструментальной части песен, банальных и глубоко клишированных по смыслу. Конечно, некоторая амбициозность должна присутствовать в рок-музыкантах для того, чтобы достигаемая известность становилась инструментом для популяризации своих идей – творческих и человеческих. Все же исконное свойство любого настоящего рок-музыканта – это быть санитаром общества, взывающим к совести, осознанности и человечности. А иначе, как через СМИ, эту деятельность невозможно осуществить. Пусть так. Но многие современные музыканты хотят стать известными лишь ради самой известности, чтобы тешить собственное самолюбие и далее, как им видится, зарабатывать на этом деньги. Это превратилось в самоцель и выхолостило из современного российского металла какие-либо интересные идеи и поиск оригинального звучания, о чем я уже писал в предыдущей статье - https://astartaview.ru/problemy-rok-muzyki-v-rossii/

Конечно, стоит отдать должное предприимчивости подобных людей. Ею обладает не каждый и это тоже своего рода талант, но не имеющий к творческой сфере прямого отношения. И уж тем более не является важнее самой творческой одаренности. Но в процессах, происходящих на современной тяжелой сцене России как раз производится серьезная подмена: в наши дни сформировались такие условия, при которых предприимчивый, даже наглый и готовый идти по головам рок-музыкант, но совершенно посредственный в творческом отношении, имеет гораздо больше шансов представить широкой аудитории свое «творчество», чем по-настоящему одаренный, но скромный человек. И на самом деле таким, с позволения сказать, «предприимчивым» музыкантам стоило бы заняться несколько иной деятельностью: менеджментом, продюсерингом, организацией хороших концертов, отыскивая и продвигая другие группы – малоизвестные, но по-настоящему талантливые. И это не ирония! Я искренне верю, что на подобном поприще у таких людей все получилось бы гораздо лучше. Потому что они были бы на своем исконном месте и занимались бы тем призванием, которым их одарила природа. И тогда бы продвижение по-настоящему уникальных и талантливых групп стало более эффективным, а как следствие, наша современная тяжелая сцена обрела бы свое лицо и воссияла бы сонмом настоящих рок-звезд, а возможно возникла и революция в жанре металла вообще!

Но загвоздка в том, что эти «предприимчивые» люди в подобном случае обречены всю жизнь находиться в тени, пускай даже при наличии материального благополучия от удачно продвинутых проектов. Эти люди никогда не захотят переходить в подобный род деятельности. Им это мешают сделать зашкаливающие личные амбиции и банальный эгоизм.  К тому же, им пришлось принести уж слишком много жертв, потратить тысячи часов и психической энергии на пустую торговлю лицом в интернете, а так же на сплетни и скандалы, чтобы отказаться от того места, которое они занимают не по праву. Культ потребления им диктует подсознательную директиву «никто кроме меня!», и они мало того, что не захотят продвигать стороннюю талантливую группу – они не потерпят даже ее присутствия рядом!

На всякий случай я поясню, дабы не путать читателя, что основная функция поп-музыки – это развлекать массы. Это ни хорошо, ни плохо. Это просто суть данного жанра. Рок-музыка, под которой я подразумеваю все тяжелые стили от классического хард-рока до самых тяжелых разновидностей металла – это больше, чем просто музыка, это своего рода религия, адепты которой должны жить по высоким принципам человечности, чувства братства, взаимопомощи, ярко выраженного чувства справедливости и правдивости, тотального неприятия к догмам, лицемерию и продажности. Но трагедия в том, что в наше время поп-музыка и тяжелая музыка перемешались в невообразимом коктейле. В том смысле, что и рок-музыка так же стала носить исключительно развлекательный характер, превратившись в послушного и беззубого зверька на поводу у культа потребления.

Что касается типичных представителей такого гибридного мировоззрения, то любопытно, что между собой эти современные «предприимчивые» группы даже иногда создают негласные, взаимовыгодные союзы. Но эти союзы основываются не на идеалах метал-братства, не на творческой симпатии, а опять таки лишь на прагматических интересах. В определенном смысле слова это уже больше похоже на политику, чем на рок-музыку. Таким образом, все ценности тяжелого жанра обрушиваются в бездну. Хотя, что уж там – от рок-музыки здесь лишь внешние атрибуты: дисторсные гитары, да худо-бедно неформальный имидж (хоть и безумно опошленный). Тем более, что некоторые современные группы с женским вокалом прямо заимствуют принцип своего имиджа у вышеописанных «поющих трусов», только придавая ему псевдо-неформальный колорит.

Самое удивительное, что почти все музыканты, кто причастен к российскому андерграунду, прекрасно осознают все описанное выше. Но большинство из нас все-равно продолжают делать вид, что все не так, что продвижение происходит благодаря честности и самоотверженному труду. За спиной друг у друга мы распространяем сплетни и домыслы, лицемерно друг другу улыбаемся, боясь произвести неправильное впечатление («а то ж потом на свой концерт не пригласят выступить  – заразы или «Вконтактике» не проголосуют!»). А в глубине души каждый из нас надменно презирает само существование «конкурента».

В погоне за «лайками», мидийностью и славой большинство из нас забывает главное – ТВОРЧЕСТВО. А вместо него рождается то, что Пелевин емко охарактеризовал, как «все посредственное многообразие современной массовой культуры».

Так вот, собственно, почему же так происходит? В чем причина такого катастрофического падения вкусов и ценностей? Представьте человека, который провел много лет подряд взаперти в одиночной камере в кромешной тьме. Постепенно с каждым годом зрение такого человека атрофируется вплоть до полной слепоты. И потом, даже если его вывести на яркий белый свет, этот человек уже ничего не увидит – ему просто нечем будет видеть. Вот нечто подобное произошло с большинством из нас. Когда в течение десятилетий в СМИ воспевается пошлость, примитивизм и вульгарщина, то человек привыкает к этому и все больше переносит на все явления своей собственной жизни. Так произошло и с суб-культурами. Можно возразить, мол, плохого должно быть много, чтобы научиться ценить хорошее. Но произошло противоположное! Когда вокруг слишком много плохого, то люди начинают к этому привыкать и воспринимать, как норму. И ни черта не ценить хорошее! Потому, что хорошее в таком случае становится просто НЕПОНЯТНЫМ, выходящим за пределы стереотипов восприятия привычного. За пределы формата.

Но опять же, стоит выделить красной чертой, что подобная прискорбная ситуация не была бы возможна, если бы не было поддержки всего этого безобразия и со стороны публики. Деградация музыкальных вкусов простых металхедов как раз и привела к востребованности подобных коллективов. Данные явления: вышеописанное давление на общественный вкус, продажность музыкантов и деградация потребностей публики взаимосвязаны железной цепью. Эти процессы шли параллельно. Чтобы понять это более наглядно, поразмыслим над следующим:

За последние лет 15 наше общество очень изменилось. Деградировали общественные нормы. Деградировал даже русский язык. За лихие 90-е его поразили уродливые слова из тюремного жаргона. Речь обросла совершенно ненужным англо-американским слэнгом, подменяющим красивую русскую речь. Более того, в наше время даже студент матерится хуже сапожника! Я вовсе не собираюсь заниматься морализаторством, а лишь хочу данными примерами максимально наглядно обрисовать первопричины деградации массового вкуса, как факта, вне зависимости от своего субъективного отношения к нему. Вследствие вышеописанных причин изменилось и сообщество неформальное. И здесь попутно стоит задуматься: а собственно, кто такой современный неформал лет 20-25, живущий в областном центре или в столицах? Я ни в коем случае не хочу навешивать ярлыки, и прекрасно знаю, что люди очень разные. Но, тем не менее, выведу некий общий собирательный образ современного металхеда: как правило, это офисный планктон, покорно ведомый культом потребления.  После этого неудивительно, что произошла подмена ценностей в российской рок-музыке, причем почти незаметно. Потому что среда, в которой находится человек, воздействует на него, как бы он это яро не отрицал! Я не имею ничего против офисных профессий и самих работников данной сферы, но, тем не менее, факт на лицо. Некоторым из таких «неформалов» никогда не был знаком тяжелый труд и настоящие жизненные проблемы. Их родители, как правило, сами офисные работники, с детства позаботились о «благополучном» будущем своего чада, вместо того, чтобы беспокоиться о воспитании сильного характера и глубокой, самодостаточной  личности. И когда пришла пора – они устроили свое «метальное» дитя в институт, в котором тому было совершенно не интересно и он лишь делал вид, что учился. Затем сердобольные родичи по блату устроили свое чадо на работу в офис какой-нибудь бесполезной конторы. И жизнь таких «бунтарей» проходит по кругу от сонных будней за офисным монитором или студенческой кафедры до тусовочной пятницы в клубах с обильной выпивкой. А если такой металхед еще и музыкант, то о чем он может рассказать в своих песнях? Не только через тексты, но и через саму музыку? Какую образную базу и смысловой посыл он вкладывает в создаваемые аранжировки? Такому человеку просто не о чем рассказать, кроме как о скуке офисных будней, а так же бесконечно повторяющегося круга тусовок и, простите,  вульвастраданий. Отсюда и такое массовое, слепое подражательство западным группам и почти полное отсутствие собственных идей. А в совокупности с вышеупомянутой культурно-лингвистической деградацией и появляется Шариков нашего времени: циничный, самовлюбленный, недалекий (пускай даже и при наличии корочки о высшем образовании), алчный до халявы, эгоистичный человек-потреблять. И конечно в среде таких «шариковых» будет востребована музыка соответствующего интеллектуального качества (пускай даже хорошо записанная и исполненная).

Некоторые любят отвечать на подобные рассуждения, мол, завидуй молча! Да вот только завидовать здесь нечему. Это танцы шамана-шарлатана, вызывающего дождь и имеющего за это почет и уважение своего первобытного племени. И как можно завидовать такому почету? Все это чудовищно! А те, кто потакают такому положению дел своим «творчеством», фактически воспевая вышеописанных «шариковых», совершают еще более чудовищный поступок.

Вот в чем причины деградации общественного вкуса! Вот где ключ к пониманию нынешнего положения дел в неформальном сообществе! И вот почему о вкусах приходиться спорить. К сожалению, сейчас люди не способны самостоятельно выбирать что-то хорошее. У многих из них за десятилетия господства пошлости и убожества просто атрофировались те духовные органы, которыми они могли бы воспринимать что-то более сложное, возвышающее и совершенствующее личность. Лишенные моральных и эстетических ориентиров и в таком виде предоставленные на растерзание мировой сети, современные металломаны становятся подобны второкласснику, который едва научился читать и писать, а на него уже свалили курс старшей школы вперемешку с комиксами, космополитенами, плэйбоями и бугагашечками социальных сетей. Без подготовки, без умения критически мыслить и вычленять самое важное и объективно полезное среди тонн информационного мусора. И, конечно же, такой человек, которому предоставили иллюзию свободного выбора, предпочтет самое незатейливое и доступное для его незрелого восприятия. В итоге формируется привычка воспринимать только простое и примитивное. В голове создается формат мышления с механизмами вытеснения всего, что не подпадает под данный формат. Здесь можно вспомнить очень умозрительные Пелевинские рассуждения о вытесняющем WOW-факторе – когда в уме человека формируется некий внутренний аудитор, отметающий всю нефункциональную, лишнюю информацию. В нашем контексте «лишняя» информация относится ко всему, что имеет культурно-интеллектуальную ценность и взывает к вещам, не имеющим прямого отношения к развлечению и потребительству. Так же невольно вспоминаются слова бывшего фронтмена IFK Паштета:

«Вы» или «ты» - не знаю,
Как называть хороший вкус
Для вас личный взгляд – неформат.
Любимое слово
О том, что вы не знаете,
Хотя должны были бы знать.
Вас нельзя узнать,
Вас нельзя понять.
Нельзя понять то,
Чем для вас является радиоформат!

Но транспонируя эти слова на действительность российской тяжелой сцены сейчас, уже надо говорить не об узкой сфере допуска в радиоэфир, а о самом широком доступе в массовое сознание! ФОРМАТ…мы стали мыслить форматами даже внутри собственной суб-культуры. Конечно, это вообще свойство человеческой психики – вешать ярлыки. Это своеобразная папка быстрого доступа данных в мозгу, чтобы легче было оперировать абстрактными понятиями, что давало человечеству преимущество в Каменном Веке. Но сейчас, в век 21-й не пора ли мыслить менее категорично и более осознанно, господа и дамы? Тем более, если мы говорим о форматном типе восприятия. Это искажение объективной картины мира, игнорирование всего его богатейшего разнообразия и глубины.

В этой ситуации, где подменены и перепутаны местами понятия талантливого и успешного в сочетании с многолетним давлением СМИ на общественные нормы и вкусы, действительно появляется вполне логичная мысль: «О вкусах спорят!» О них именно сейчас необходимо спорить! Когда успех в той же рок-музыке часто не заслуживается, а покупается. Когда настоящий рок-бунт подменяется наипошлейшим и пустым эпатажем. Когда главным в рок-группе становятся не идеи, не интересная музыка, а лишь шоу. Причем, шоу, активно взывающее к низменным инстинктам. И самое ужасное, что именно благодаря этому собираются большие залы праздных зевак, считающих себя поклонниками тяжелой музыки. И, к сожалению, в наше время простому слушателю приходится объяснять – что должно ему нравится, а что нет, как бы кощунственно это не звучало с точки зрения нео-либералов от рок-музыки. И задача объяснять подобные вещи как никогда серьезно стоит перед отечественной рок-журналистикой, которая вообще-то должна быть флагманом, авторитетом и центром дум для простых металхедов, а не просто обзорщиком музыкальных новинок и интервью о банальных попойках и скандалах рок-знаменитостей.

Я вовсе не призываю создавать подобие цензуры или полиции нравов в тяжелой музыке! Это было бы еще большим откатом назад в развитии культуры (и не только неформальной). Но я не устаю призывать к тому, на чем собственно и должна основываться любая тяжелая музыка: я призываю к внутреннему бунту, друзья! К осознанному бунту против потребительского отношения к жизни, окружающим людям, к самому себе, в конце концов! Я призываю к жизни, наполненной смыслом, творчеством, своей ярко выраженной, активной  и обоснованной позицией ко всему на свете. Призываю к осознанной борьбе с отжившими свое стереотипами и догмами. Причем, как в обыденной жизни, так и в сфере тяжелой музыки. Я призываю быть ЛИЧНОСТЯМИ! Ведь изначально металхед – это прежде всего личность, настоящая индивидуальность. Но настоящий металхед в тоже время умеет различать тонкую грань между индивидуальностью и эгоизмом, не переходя ее. Он чувствует плечо своих товарищей и готов сам выручать их в сложных жизненных ситуациях. Просто потому, что знает цену настоящей дружбе, любви и общечеловеческим ценностям и не продает их по дешевке за «лайки» в инстаграме и ю-тубе…

Так было в 90-х и еще в начале 2000-х годов. Неформальные сообщества стояли плечом к плечу. Конечно, со своими оговорками и нюансами. Но последующее наступление культа потребления и интернетизации общества в плохом смысле размыло и уровняло всех. Отныне хорош тот, у кого больше трендовости и «лайков», а не добрых качеств характера, творческого таланта, принципиальности и самодостаточности. Я не выступаю против таких интернет-явлений, как социальные сети или тот же ю-туб. Это прекрасные платформы для продвижения идей, творчества и т.д. Интернет – это не зло, и не добро, это, так сказать, нейтральная сила, но которой пока что очень дурно пользуются в большинстве случаев. Именно потому, что у людей запудрены мозги культом тела, развлекухи, пошлости и всего того, что описано выше.

 

Здесь за деньги снимают боль, выкупают любовь и стыд,
И на каждого будет роль: кто слезами, кто кровью умыт.
Здесь на каждого свой дурман, свои грёзы и просто рай,
Каждый верит своим богам, а по сути - бежит на край.

Здесь из веры куют гроши, здесь заплёванных душ приют,
Что из окон идут в тиши кто в последний, кто в первый путь.
Здесь сжигают себя дотла, чтоб хоть миг - но побыть огнём,
И влюбляются в зеркала, чтоб исчезнуть в них ясным днём.

Здесь в бессмысленном ищут суть, здесь истоки покрыты мхом,
Здесь так сложно найти свой путь и так просто упасть на дно.
Этот мир - для таких, как мы, этот мир обречён на нас,
Но реальность не изменить, и живём мы в ней здесь и сейчас.

Здесь воюют за право жить, здесь мешают слезами кровь,
Здесь заживо просто сгнить - и посмертно узнать любовь.
За золотом прячут грязь, за улыбками - боль и стон,
Только Смерть ходит не таясь, раздавая покой и сон.

Здесь в бессмысленном ищут суть, здесь истоки покрыты мхом,
Здесь так сложно найти свой путь и так просто упасть на дно.
Этот мир - для таких, как мы, этот мир обречён на нас,
Но реальность не изменить, и живём мы в ней здесь и сейчас...

Эти прекрасные слова из песни Маврина «Здесь и сейчас» прекрасно характеризуют нашу эпоху, а так же ситуацию в тяжелой музыке в частности. И на данный момент действительно главной творческой задачей и главной формой бунта, формой протеста в металле и роке должна стать борьба против культа потребления, культа продажности человеческих ценностей. Это не значит, что современная тяжелая сцена должна совершить откат к пресловутому русскому року начала 90-х годов. Это значит другое, что российская тяжелая музыка должна перестать раболепствовать перед западными кумирами, чтобы найти свой собственный путь развития! Чтобы найти принципиально новые музыкальные формы, новые способы выражения и подачи материала и совершить скачок в развитии, как некогда это уже было сделано в великой русской литературе. Тяжелая музыка – это музыка индивидуальностей, которая не терпит стереотипов и догм. А мы пока что такими индивидуальностями, увы, не являемся.

И напоследок, чтобы подкрепить все вышеизложенное, задам вопрос: есть ли группы в России, которые изобрели какое-нибудь совершенно новое и даже революционное направление, стиль металла или рока? Так сказать, музыку будущего, которая породила бы скачок в развитии рок-культуры в целом? Я лично не знаю ни одной. И причины отсутствия таких коллективов именно в нашем раболепном подражательстве западным музыкантам. Факт того, что у России свой индивидуальный цивилизационный путь, как в музыкальной культуре, так и в более общих понятиях, уже невозможно отрицать. Конечно, русские и от других культур впитывают много интересного и полезного, ведь географически мы расположились как раз посередине между Европой и Азией. Но тем не менее, Россия - это отдельная уникальная цивилизация. Во всем: в восприятии мира и человеческих ценностей, в культуре, в системе народоустройства. Западные или восточные модели общества мы можем учитывать, но в чистом виде они нам не подходят. Нам нужен свой индивидуальный путь развития. Русский - это уже не столько национальность, сколько качество души, вне зависимости от национальности. И когда мы (русские) все это полностью осознаем и примем в себе, то тогда начнется настоящий прорыв русской культуры!

Николай Карпушин