ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Очелье Сороки "Северное царство"

Очелье Сороки

12-02-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ОЧЕЛЬЕ СОРОКИ – 2015 * * * * *
Ethno folk ambient
"СЕВЕРНОЕ ЦАРСТВО"
СЛАВЯНСКИЙ ВОСХОД
Россия, Москва

Мне понравилось, как определил различие этники и фолк-музыки Владимир Климов-Лехтинен из группы Second To Sun: “Этническая музыка – это музыка, которая адаптирована под стандарт мировой культуры, которая использует элементы тех или иных народов как почву для творчества. Фолк это уже геронтофилия, в некотором смысле. То есть попытка в 21-м веке спародировать то, что было в 19-м, и довольно часто не имеющая отношения к настоящей фолк-музыке”.

Исходя из такой классификации, московская группа Очелье Сороки, которая представляет сейчас нашему вниманию свой дебютный альбом “Северное царство”, это настоящее этно, лишь с фрагментарными вкраплениями фолка и некоторым влиянием эмбиента. Полушаманские-полуритуальные камлания лишь местами делают лёгкий реверанс в сторону традиционных фолк-изысканий, что никак не влияет на общую, очень аутентичную звуковую канву.

Любая этника всегда тесно связана с хтоническими первобытными культами, а потому уже по природе своей и по определению мистична, таинственна и обрядна. Ну а если этника встречается с фолком, то получается разудалое либертинское торжество, чистый экстаз архетипично природного, изначально хаотического и лёгкого, напевного, более светло-доступного – того, что дедушка Фрейд назвал бы подвалом бессознательного, и того, что так ярко и живо пылает северной зарницей на концертах Инны Желанной других подобных коллективов.

Очелье Сороки – зрелый и глубокий коллектив, который ведёт свою историю с 2011 года и с тех самых пор активно занимается концертной и всякой другой сопутствующе-музыкальной деятельностью, и в итоге команде удалось взять всё лучшее от современной этники, соединив воедино элементы Dead Can Dance, Wardruna, Hedningarna, Hagalaz’ Runedance, Potir и Волга, чтобы представить своё видение современной народной музыки и в частности её авангардной, не попсовой ипостаси.

Не случайно дебютный альбом коллектива называется “Северное царство”. Пластинка буквально пропитана холодной нордической атмосферой, отсылками к эпосу и культуре самых разных северных стран, не исключая при этом собственно и славянских зимних традиций. Треки коллектива отличаются большим разнообразием: здесь есть и эмбиентные причитания (“Ладо”, “Мать Олень”), и отвязно плясовые, почти ведьминские композиции (“Карывать”,“Плетень”), и балладные, нежные, почти молитвенные треки (“Егорий”). “Северное царство” – это мистика северной природы, идеально выраженная во всей своей красоте, глубине и таинственном многообразии.

В своей музыкальной палитре Очелье Сороки использует целый ряд этнических инструментов, среди которых давул, йоухикко, варган, колесная лира, калюка, бузуки, псалтирь, хакасский бубен и другие, а за вокальные линии отвечают две очаровательные вокалистки Ульяна и Елизавета с сильными и узнаваемыми голосами, что лично у меня грешным делом вызвало эпизодическую ассоциацию даже с Faun.

Работа над альбомом “Северное царство” велась долгие четыре года, в ходе которых музыканты не только занимались изучением этнографических памятников и совершенствовали навыки игры на своих диковинных инструментах, но и оттачивали свой уникальный и неповторимый стиль, что и нашло выражение в такой разнообразной полифоничной и глубокой пластинке на стыке эмбиента, этно и фолка, которой и стал их дебют. Я очень благодарен музыкантам Очелья Сороки за то, что они не стали скатываться в фолковый лубок, а записали по-настоящему серьёзный, глубокий, мистичный и, не побоюсь этого слова, душевный альбом.

Алексей "Astarte Eel" Иринеев