ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Оля и Домовые "Быль и Небыль"

Оля и Домовые "Быль и Небыль"

31-08-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ОЛЯ И ДОМОВЫЕ
Релиз
“БЫЛЬ И НЕБЫЛЬ”
Год
2018
Стиль
Folk
Лейбл
CATCH THE DREAM RECORDS
Страна, город
Россия, Москва

Вокалистка московской фолк-метал-группы Боянов Гимн Ольга Кондрусь немало известна на нашей сцене благодаря своим разнообразным достоинствам и умениям: она и отлично поёт, и пишет интересные песни, и замечательно справляется с ролью фронтвумен, не забывает о концептуально-идеологической составляющей, а попутно ещё и выглядит просто прекрасно. Понятно, что при таком раскладе появление сольного проекта певицы было исключительно вопросом времени, и вот сейчас это время настало, и в сети замелькала группа Оля и Домовые, которая при ближайшем рассмотрении как раз и оказалась личным пространством для самовыражения харизматичной вокалистки.

Уж и не знаю, что сказать по поводу явно бросающейся в глаза параллели с проектом вокалистки Fleur и Dust Heaven Оля и Монстр, но красивая природно-мечтательно-фолковая обложка и безусловный авторитет Ольги Кондрусь в своём деле заставляют отнестись к релизу максимально внимательно. Ну а чего ждать от такого диска, наверное, в целом более-менее понятно всем: если Боянов Гимн известен как группа, которая “играет тяжёлый метал, украшенный народными инструментами - волынкой, баяном и балалайкой”, то сейчас перед нами вокалистка этой самой группы, всё внимание сосредоточено исключительно на ней, а сопутствующие инструментальные украшения выполняют роль необходимой поддержки и создают нужную атмосферу.

Но не стоит думать, что музыка в данном случае только фасад и обрамление, нечто не самостоятельное и не столь существенное. Во многом именно благодаря удачному подбору инструментов и адекватности их партий “Быль и небыль” стал тем, чем стал и оказывает столь сильное эмоциональное воздействие. Нельзя не упомянуть виолончель, за партии которой отвечает музыкант группы Мельница Алексей Орлов, стоит сказать о техничных барабанах в исполнении Максима Лысова и почти джазовых бас-партиях Александра Покореева, отметить волшебные флейту и баян, которые появились на диске благодаря стараниям Алексея Евсеева и не забыть гитарные соло и риффы Сергея Баринова – всё это Оля и Домовые.

Нужно отдать Ольге должное, музыкантов она набрала для своей группы отличных, со своей задачей они справились превосходно, а в итоге перед нами сейчас очень спокойный, зрелый и убедительный вариант для любителей таких групп, как Мельница, Калевала, Летеница и тот же Боянов Гимн. Мне кажется символичным, что Оля и Домовые выпустили свой дебютник примерно в то же время, что и финские экспериментаторы “прогрессивного фолка” из Auri. Да, сходств меньше чем отличий, но сравнить полноформатники этих групп очень интересно и занятно: в сравнении с холодным, ньюэйджевым и звёздно-отстранённым материалом Auri новые песни Ольги становятся ещё более тёплыми, приветливыми и по-славянски раздольными, радушными.

В отличие от Мельницы, Калевалы и своей основной группы, в рамках сайд-проекта Ольга сосредоточилась именно на песнях – мечтательных, доброжелательных и достаточно простых, хотя и далеко не минималистичных и тем более не примитивных. Более того, появилось ощущение, что она делает в точности то, что ей и хотелось бы, не стараясь соответствовать каким-то стандартам, требованиям стиля и так далее. Никаких искусственных попыток достичь чуть большего разнообразия или удержать внимание слушателя с использованием современных штучек и хитростей, а в итоге “Быль и Небыль” получился очень органичным альбомом, что бросается в уши буквально в первые минуты прослушивания, а по мере углубления в песни только укрепляется, ну а идея совмещения виолончели и голоса Ольги – это просто бомба!

Нежная, вкрадчивая “Маки” начинает диск на очень доверительной и камерной ноте, такая же расслабленная и неспешная, буквально излучающая радость и релаксацию “Парус” как будто подтверждает: да-да, тут будет спокойно, хорошо и безмятежно, оставайтесь с нами. И ведь если поверите, не обманетесь: шикарное струнное вступление “Храмов полей” позовёт в балладную меланхолию, затем знойно-раскатисто развернёт эту самую балладность на манер калеваловской “Кудели белоснежного льна” в треке “Кружево”, перейдёт в ритмичный фолк-рок, напоминающий Двуречье Натальи Марковой в “Сердце”, взовьётся сказочными переливами “Сна” и “Полудницы” на манер Blackmore’s Night, вновь напомнит Калевалу в “Луне” и взорвётся тройкой отличных самобытных треков в финале, которые можно назвать квинтэссенцией и кульминацией диска.

Голос Ольги, освободившись от диктата тяжёлых гитар и металлической ритм-секции, получил возможность раскрыться во всей полноте, продемонстрировав все свои неслабые возможности и всё богатство оттенков. Умело опираясь на наработки раскрученных и всем известных фолк-команд, как нашего, так и западного розлива, Оля и Домовые ненавязчиво вплетают в знакомые ритмы и мелодии свою собственную индивидуальность, что выходит у них отлично. Альбом совершенно лишён стремления нравиться всем и каждому, отнюдь не делает ставку на простенькие ходы и попсовые фолк-рок-квадраты, а потому может при первом прослушивании показаться немного отстранённым, но в такой ненавязчивости вся сила и самая соль релиза.

К прогрессив-фолку Auri и Летеницы москвичи добавляют фишки из арсенала Мельницы и Калевалы, элементы фолк-рока, дрим-фолка и фолк-металла, народные влияния и собственные аутентичные наработки. В итоге у меня остался только один вопрос: кто такие домовые и каково их отношение к музыке группы. Если вам показалось, что коллектив с таким названием исполняет что-то очень магическое, обрядовое или лубочно-фэнтезийное, всё совсем не так. На деле под обложкой с деревенской ведьмой вы найдёте очень взрослый и женственный фолк, от которого буквально исходят волны гармонии, тепла и уюта. Гм, может быть, именно в компании с домовыми и был сочинён и записан этот лонгплей, в этом и суть?