ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Откровения Дождя "Акрасия"

Откровения Дождя "Акрасия"

04-11-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ОТКРОВЕНИЯ ДОЖДЯ – 2016
Dark doom death
“АКРАСИЯ”
SOLITUDE PRODUCTIONS
Россия, Москва

Как вы знаете, Откровения Дождя это тот самый коллектив, который отделился некогда от знакового московского состава Океан Печали, два участника которого решили отправиться в собственное сольное плавание и создать новую команду. На данный момент в активе группы Откровения Дождя четыре альбома, выпущенные с достаточно большим временным интервалом, но каждый из них пользуется весьма большим почётом и уважением среди профильной публики.  Сейчас благодаря стараниям культового российского doom-лейбла Solitude Productions перед нами их новое долгожданное творение, получившее интригующее название “Акрасия”. Что же это такое – спросите вы. И вот за что я сразу проникся симпатией к “Акрасии”, так это за то, что, только увидев это замысловатое слово, вынесенное в название диска, тут же вспомнил дремучие кассетные времена, когда прослушиваемая нами музыка ещё могла сподвигнуть нас на такие великие деяния, как поход в библиотеку, словарь, энциклопедию, к “учёному соседу”, etc, ну а сейчас, вполне возможно, побудит кого-то заглянуть в википедию.

Акрасия (греч. ἀκρασία — слабоволие, несдержанность) — философский термин, придуманный Аристотелем. Акраксия – это действие вопреки лучшему варианту, выбор из двух возможностей худшей. Это случай, когда человек совершает поступок А, хотя считает, что вариант В лучше. Анализ таких случаев является одной из центральных проблем философских дисциплин теории действий, так как акрастические действия кажутся противоречащими достоверным предположениям, где рассматривается вопрос, насколько тесно связаны такие действия с мнением о том, что индивид хочет как лучше для себя. Откровения Дождя выбрали очень красноречивое, по-настоящему думовое и редкое название для своей новой пластинки. Что может быть более трагичным и странным, когда некто, вопреки всем и вся, стремится к тому, чтобы причинять себе боль и дискомфорт?

“Алтарь блудниц” – композиция с таким как бы не особо свойственным для ортодоксального дума названием, словно холодной снежной россыпью неспешно открывает пластинку. Чувствуется, что музыкантам есть что сказать, но они не спешат. Да и куда спешить. “Который час, - его спросили здесь, а он ответил любопытным - Вечность” – писал Мандельштам о Батюшкове в своё время. Так и Откровения Дождя уже открывающей диск композицией вполне демонстрируют свою зрелую, выверено-концентрированную печаль, в выражении которой они практиковались вот уже почти двадцать лет, давно успев стать настоящим культом для посвящённых. Прозрачное звучание, неторопливый перестук ударных, сдержанные гитары, и вдруг как гром среди пасмурного ноябрьского неба грянул отчаянный порывистый рык вокалиста. Медленные, чуть ли не пост-роковые фрагменты чередуются в этом треке с тяжёлыми, то надрывно-безысходными, то мелодично-повествовательными кусками. Призрак ранних Paradise Lost как Кентервильское привидение из книги Оскара Уальда следует за группой, то здесь, то там отбрасывая свою странную, причудливую тень на стены и потолок.

Пожалуй, именно так могли бы звучать “парадайзы”, если бы вдруг решили удариться в оголтелый фьюнерал и разбавили свой монолитный дэт-дум влияниями ранней Katatonia и эпизодическими пост-блэковыми тремоло (см. окончание трека “Алтарь Блудниц”). Типичный фьюнерал в треке “Сквозь Ночь Фобетора” своей тревожной пронзительной тоской и характерными риффами напоминает уже ранний My Dying Bride. Даже сочетание раскатистого рыка и инструментальных партий, в котором чудится что-то как будто симфоническое (только вот откуда бы?) навевает аллюзии с командой Аарона Стейнторпа. Всё та же игра на контрастах, отличавшая открывающий диск трек, характеризует и вторую песню, которая, однако, звучит на порядок медленнее, ещё ближе соприкасаясь с фьюнерал-думом (только послушайте фрагмент, начинающийся с 4:25 – это настоящий траурный дум – самый траурный из всех возможных! Такого даже у “Умирающей невесты” на “The Crown Of Sympathy” не было!).

И снова как будто “парадайзовские” веяния в непривычно-мелодичной, но от этого отнюдь не менее безысходной и мрачной вещи “Эшафот”. Не зря музыканты Откровения Дождя иногда, описывая свою музыку, используют тэг #slow_death. От дэта в их творениях действительно очень много. Временами возникают параллели с американцами Dusk, а местами (в разговорных фрагментах) даже что-то от Сумеречной Депрессии. Ну и далее по списку: Paradigma, Visceral Evisceration, Scepticism, Flegethon и иже с ними.

Композиция “В грусти и в радости” лично для меня стала одной из безусловных вершин этой пластинки. Мелодичные, отвлечённо-абстрактные гитарные завывания и шёпот-молитва как последнее покаяние или последнее “прощай” – этому миру, людям, скорбям, радостям, суете и всей этой скоромимопреходящей и не способной утолить сердце псевдокрасоте нашей грешной земли. Постепенное развитие, доходит до апогея в середине трека, а потом перед нами предстаёт как будто новое начало – меланхоличный перебор гитарных струн. “В грусти и в радости” – уже само название трека звучит как горькая самоирония и прогорклый сарказм. Как много было тех, кто обещал не оставлять, поддерживать - и в грусти, и в радости, и в болезни, и в печали.…И вот – где они? Только слепое сардоническое небо и безжалостный дождь, хлещущий словно плетьми по лицу. Вот все ваши обещания! Одна лишь ложь. И как продолжение этого трека звучит атмосферный инструментал “Вместо тысячи слов”. Величественная эпитафия скорби и беспредельного отчаяния. “Вместо тысячи слов” – это отнюдь не конфетки Rafaello, это гудки в телефонной трубке и забвение в адрес переставшего быть нужным и актуальным.

“Демоны милосердия” – не знаю, насколько я прав, но во всех названиях песен альбома “Акрасия” мне слышится просто беспредельный, безбрежный сарказм и цинизм – цинизм страдания. В названии каждого из треков так или иначе узнаются формулировки человека, который до смерти устал ото лжи, предательств, вопиющей поверхностности и бездумности ближних и просто хочет, чтобы всё закончилось. Не важно, как, не важно, где. Чтобы невыносимое бремя этой жизни растаяло кошмарным, бессмысленным сном и наступил долгожданный покой. Кстати, “Демоны Милосердия” показалась мне самой экспериментальной и необычной композицией на пластинке. Не “Heroin Chic”, конечно, но нечто весьма выбивающееся из общей монохромной канвы. Думаю, не каждый сможет “въехать” в этот  трек с первого раза. Но тем он и хорош. Когда вы заслушаете этот альбом до дыр, всё время пропуская при прослушивании “Демонов Милосердия”, потом вдруг настанет и их очередь, и вещь раскроется непонятыми и неуслышанными доселе бликами.

А вот “Корень всех бед” – самая скоростная и агрессивная песня на альбоме. Почти “Mortals Watch The Day”, только с гораздо большим влиянием дэта и с большим количеством прямолинейных забойных партий, среди которых, впрочем, то и дело вырисовываются мелодичные гитарные пассажи. Более того: по мере развития трека, они безраздельно завоёвывают общую рифовую канву композиции, и бетонные плиты дэт-металла срываются в пропасть с тем, чтобы уже не побеспокоить своим грохотом слушателя. И вот ещё один безусловный шедевр: завершает новейшую работу московских идеологов скорби удивительно эмоциональная, как будто сказочная композиция “На Снежных Крыльях”. Словно лёгкий, призрачный, едва различимый проблеск надежды среди однообразных серых будней в каменных джунглях мегаполисов, офисов, супермаркетов и станций. Вокалист то и дело снова переходит на отчаянный разговорный  стиль повествования, и голосом, преисполненным отчаянной несбыточной надежды и смертельной усталости, словно выплёвывает вербальное выражение своей мечты: “Последний приют, где умрёт даже время”.

Предельно олдскульное, но максимально качественное звучание отличает новое творение московских фьюнерал-думстеров, которые на своей свежей работе создали настоящий шедевр отчаяния, тоски, мрака и безысходности. При всей своей сверхзамедленности “Акрасия” звучит очень динамично, яростно и эмоционально. Уже на третьем треке я поймал себя на мысли, что Откровения Дождя ныне напрочь лишены занудности и бессильно-заунывной апатичности, свойственной в той или иной степени даже группе KYPCK (да-да, и это не смотря на “хитовые” припевы и старания петь на русском про русское), а также их землякам из Shape Of Despair. Да, эта группа не изобрела по большому счёту ничего нового и не открыла Америку, как некогда Candlemass и Black Sabbath, но они смогли максимально раздвинуть и разнообразить прокрустово ложе гипермедленого дэт-дума, наполнив его свежей и действительно интересной и нетривиальной концепцией вкупе со специфической болезненной иронией. Настоящий подарок для дум-ортодоксов.