ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

“Отсутствие денег, раздолбайство и пьяный звукач” Интервью с группой Школа Рока

08-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Школа Рока – это не только фильм с Джеком Блэком, но и очень специфическая великолукская команда, где всем заправляет Александр Минжонок-Рокский, известный по прозвищу “Мошна” и по трэш-группе Тиран, с бас-партиями помогает ему собственно сам “Тиран” Александр Горбанёв, а на ударных стучит некто Бидон. Звучит это трио как настоящий хэви-метал-монстр в духе ранних-преранних записей Чёрного Кофе, Скорой Помощи, Галактики, Металлаккорда и иже с ними, а харизмы и энтузиазма у ребят столько, что они с лихвой перекрывают и выправляют особенности записи, сведения и технические огрехи. Можно не любить и не принимать Школу Рока, но интервью с Мошной это почти что отдельный вид искусства и не любить их просто невозможно. Встречаем свежайшую порцию горячих историй и алко-повествований от лидера и мастермайнда этой развесёлой капеллы и наслаждаемся атмосферой угара, рока, алкоголя и метал-тусовок!

Алексей: Приветствую, Александр! Давайте поговорим о вашем последнем виниловом издании и о том, что сопутствовало его выходу. Та занятная история по поводу поездки к Адриану и ваших злоключений это всё правда?

Привет, да, что бы тебе не сказали это всё правда. Мы действительно ездили за пластинками в Варшаву к Андрюшке (мы – это я, Тиран и Ёж). И, действительно, с этим тиражом творилась какая- то чертовщина: то его отправляли "не туда", то он был задержан на таможне, как экстремистский материал, один раз его даже потеряли, но за невостребованностью пластинки пролежали на том же месте, где их и оставили на две недели. Не желая дальше рассчитывать на адские почтовые услуги, мы попросили нашего польского товарища по Металлу, Андриана из группы EMPHERIS, забрать наш тираж (благо завод находится в Варшаве, где он и живёт). Но вот ведь не задача, тираж сбросили ему на голову, проклиная всех длинноволосых существ играющих метал. Адриана положили в больницу с коробками винила, и он ждал нас там пока мы не приехали и не забрали его из коварных рук польских «айболитов», а также винил и вкусное польское пиво.

Мы засели в номерах, а под утро я очнулся в ванной и решил пойти поспать на кровать. Кстати, Адриан добрый, душевный парень - респект ему. Ну, вроде приключения закончились, осталось доехать до дома и тут Родина, мать наша, встречает нас с распростертыми объятиями и взглядом проктолога-извращенца (всего лишь догадка). Злые, голодные таможенники с бурной фантазией, оскалившись на кусок мяса завалившегося под капот машины (самому сложно представить, как это произошло) разобрали машину чуть ли не по деталям, можно сказать,бедный Пыжик лишился девственности. После многочасового зондирования машины, нас всё-таки отпустили. И мы спокойно добрались до родных пенат.

Виктория: Доброго времени суток, Александр! А как сам Адриан отзывался о вашем диске? Очень интересно, что такой олдовый знаток и ценитель профильного тяжмета сказал о “Hellblock 13”.

Приветствую. Мы разговаривали на русско-польско-английско-пивном языке и, насколько хватило навыка перевода, он говорил, что материал good. Лучше чем предыдущий релиз. “Метал Монстр” ему не зашёл. Тогда он поставил 4.5 из 10. Мы отписали ему несколько пластов и ещё его товарищам. Он собирается написать рецензию в своем журнале R'Lyeh Metal,  и мнение об альбоме будет лучше узнать оттуда, потому что беседы я помню смутно.

Влада: Здравствуйте, Александр! Что бы Вы посоветовали перед прослушиванием вашего нового альбома тем, кто ранее не был знаком с творчеством Школы Рока? К чему они должны быть готовы?

Привет. Совет всегда один - выпить, это вас расслабит и будет способствовать хорошему настроению. Так же быть готовым к двадцати трём минутам убойного подвального рока 80-ых, не запятнанного прогрессом. Такое ощущение, что эти ребята вообще не в курсе, что прошло уже 40 лет. 2020? Нет, не слышали. Ха! Четыре боевика собственного сочинения пролетят, как ракета, но будет время и закурить трубку во время акапельной баллады от The Doors и выпить вина на брудершафт с “Кровавой графиней” от японских Sabbat.

Алексей: А почему было не записать ещё одну вещь и сделать не EP, а полноформатник, ведь на вашем прошлом лонгплее всего семь композиций?

Даже не предполагалось, нужен был «миник» - это коротенькая, завершенная история, связанная с героями наших обложек. Если делить по песням, то чувак путешествовал, попал в Хеллблок, умер, а потом отпевание. Ну и бонусы мы добили только потому, что оставалось время  на пласте. Спросите почему тогда не 7 дюймов? Не влез наш жирдяй, пришлось делать 10 дюймов.

Алексей: Какая-то страшноватая история получается, не очень тянет на рекламу Hellblock… Эдак слушатели чего доброго подумают, что у вас в клубе можно только умирать и не пойдут к вам… Не думали о такой возможности?

Я тебя умоляю. Если там кто и умирал, то это куча маленьких головастиков, если ты понимаешь, о чем я говорю.  М-да, реклама тоже так себе. В общем если не перебарщивать с АЛКОГОЛЕМ, то время в ХБ пройдет спокойно, весело и громко. Кстати не факт что герой вообще помер. Может он просто напился и вырубился. To be continued..

Алексей: У почившего героя вашего рассказа есть какой-то прообраз в реальной жизни или он тотально выдуман из головы? Что вообще вдохновило на такую печальную историю?

Конечно есть, но отчасти. Мое творчество неотъемлемо переплетается с моей жизнью. Моя музыка - это мои мысли, иногда ситуации из жизни: о бурно проведенной ночи с брюнеткой, о расставании с блондинкой. О тусовках и пьянках до утра. А последнее как раз и вдохновило. Расскажу пару случаев. После очередной попойки в ХБ, а дело было зимой, очнулся в речке наполовину в воде. Подморозил ногу, думал, надо будет ампутировать, но, к счастью, все обошлось испугом. А про Тираныча есть история посмешнее, но тоже со смыслом. Начало ситуация такое же, только проснулся он на кладбище в обнимку с надгробием. Честно, я ржал.

Виктория: Как прошла сама поездка, какие моменты были самыми яркими и запоминающимися?

В целом без приключений. Тиран, сидя за баранкой, глядел в оба глаза чтобы нас не засосало под какой-нибудь молоковоз, ну а я сидя рядом познавал местную кухню: в начале пил латвийское пиво, потом литовское на польской половине, ещё  затарился испанским виноградным соком с выдержкой и вот она Варшава. На обратном пути мы заглянули в Старый город в Риге, посидели в уютном, стилизованном под средневековье, ресторане. Наверное, кроме пьянки и разговоров по душам с Адрианом, посиделки в ресторане это самое приятное впечатление. Ну а анальный досмотр “Пыжика” это, конечно, запоминающееся событие, но впечатление не из приятных.

Алексей: Концерты в Польше с новым материалом пользовались успехом? Сколько человек обычно набиралось чтобы послушать вас?

Тут такая история: мы с вечера перед отъездом отмечали наши отправки и на утро, когда  поехали в Польшу, случайно оставили инструменты дома и не взяли барабанщика, перепутав его с Ежом. Заметили мы это уже на границе, возвращаться было поздно, нас ждал Адриан. Мы пытались научить Ежа играть на ударных, но это увенчалось провалом.  Смогли только дать пару вокальных уроков в ближайшем караоке-баре, чем заслужили неодобрительный жест охранника, указывающий нам в сторону выхода, и просто пошли дальше пить в номера.

Влада: А в целом реакция польских слушателей отличалась от реакции российских? И вообще как и чем отличаются российские и польские слушатели?

По туру с группой ТИРАН, я скажу, что видал всякое. Но в основном, как у нас: от тусовок в курилке, до заваливающихся на сцену пьяных фанатов. И, всё же, мне прием показался теплее. Но возможно я просто был под впечатлением.

Виктория: Польское качество соответствует усилиям, затраченным на производство и трудностям с получением тиража? Довольны тем, как выглядит и звучит релиз на виниле?

Да, я бы сказал, соответствует. Тем более любые трудности - это приключения, которые потом будешь вспоминать с улыбкой на лице и приятным чувством в душе, что ты, всё-таки, это сделал. Так что здесь только плюс. Качеством и звуком я доволен, можно было поколдовать над яркостью обложки, но это дело было трудное, поэтому осталось как есть.

Алексей: А как приняли диск ваши дорогие хейтеры и постоянные фэны? В ход уже пошли ушаты помоев и тонны гнилых яиц и помидоров?

О да, у них даже промелькивают новые шуточки и афоризмы, но ажиотаж уже не тот. Все меньше негатива, больше лайков. Либо хейтеры уже не те, либо мы теряем хватку. А наш любимый фэн(ы) отреагировал быстро и радостно. Он (Максим Петрович) сразу попросил отложить ему пластинку.

Влада: Как вообще относитесь к хейтерам? Может, хотели бы им что-то сказать прямо сейчас?

А-ха-ха. Хрен с ними.

Алексей: Я бы сказал, что с ними не только хрен, но и яйца….тухлые, куриные и противные, готовые полететь в сторону музыкантов. В этот раз на альбоме Школы Рока невероятно много гостей. Как так вышло?

Идея пригласить музыкантов возникла если не перед самым началом записи, то во время неё. Делалось это по одной причине - смерти Хелблока (Отсюда такое оформление обложки). Как раз в этот период ХБ13 закрыли из-за отвратительных, тупых, человеческих отродий. Правда пока записывали альбом ХБ13 снова открылся. В общем песня, посвященная хелблоку, уже была, но для песни-гимна не хватало эпатажности. Сам я уже с песней ничего не мог сделать, а вот пригласить попеть и поиграть во славу Хеллблока своих старых и новых знакомых, придав песне колориту, мог попробовать. Не понятно было, что будет, так как опыта в таком мероприятии -  ноль, но мы это сделали. Не “we're stars”, конечно, ну и фиг с ним. Ребята, кто участвовал, спасибо вам -  молодцы! Отдельное спасибо звукарю, который потом сводил все эти 45 дорожек. И прости за сгоревший ноутбук.

Алексей: Какая-то мистика получается с реинкарнацией “Хэллблока”… А не было ли мыслей записать вторую часть миника и рассказать там продолжение истории о том, как герой вашей истории ожил и вернулся из мира мёртвых?

Мэн, ты сейчас только что заспойлерил следующий релиз. Нет. Миник и точка. Для новых сюжетов будут новые писания. А вообще хорошая идея про восстание из мертвых.

Алексей: А из-за чего сгорел ноутбук? Из-за перенапряга с 45 дорожками или всё-таки от разлитого на него пива?...

Точно не известно. После отборных, пятиэтажных, с сибирской выдержкой, матных аллегорий не очень хочется интересоваться деталями. Но наш мастер звука, Александр Дёмин, слава бесконечным запасам спиртных напитков Сибири, все-таки продолжает с нами работать. И уже на новеньком, более мощном ПК. И спасибо ему за это.

Виктория: Все ли, из тех кого вы приглашали и хотели задействовать в качестве фит-персон на диске, смогли выкроить для этого времени и отозвались на приглашение?

Нет, не все. Я пытался задействовать блюзмена Виноградова с VV and Band, трэшера Волосастова из группы Схоластика и реконструктора Попова из Varang Nord. Кому-то эта идея сразу не зашла, другие же согласились, но так и не смогли сделать запись вовремя. Кстати, клавиши соло по первой задумке должен был играть Розмаинский, но у него так и не получилось исправить неполадки со своим инструментом, из-за чего он не смог участвовать.

Алексей: Не думаете, что такое количество приглашённых музыкантов, у каждого из которых свой собственный подход и своё видение, сделало релиз похожим на лоскутное одеяло?

Так и есть, так и задумывалось ведь это и есть творчество. Неужели я буду заставлять музыкантов с богатым, музыкальным внутренним миром плясать так, как я им скажу? Я и хотел услышать и запечатлеть то, что они видят и могут сделать. И вот каждый привнес своё, и от этого песня и сам релиз стал богаче. Я так им сказал: «Вот текст и две дорожки, одна с музлом другая с вокалом, от мелодии можно и нужно отходить”.

Виктория: С кем из приглашённых участников было интереснее всего работать и чей вклад оказался по итогу больше и весомее?

Вишенкой на торте в этом случае оказалась Таня Акимама, клавишные - моя слабость я обожаю Uriah Heep, Deep Purple и тому подобные вкусняшки. И, соответственно, она разбавила наш металлический коктейль, за что ей отдельное спасибо. Было приятно поработать с моими новыми товарищами  Димой Огнелёт (приз за самую чувственную партию вокала), Евгением Пчеляковым (мощь и холод в голосе). Так  же с Валерой Трупом, Андреем Ирбис, Тираном, Антоном из Monastery Dead и Сашей “Jinx” всегда рад увидеться, поработать или просто попить пивка с ними - мировые парни.

Алексей: А зачем козе баян и Школе Рока клавишные? Как возникла идея пригласить кейбордистку и добавить такой артовый олдовый звук 70-х в духе Хенсли и Лорда на в общем-то хэви-металлический альбом?

70- е, мои любимые года в музыке, а поскольку узкими рамками ШР себя не связывает, то в этом нет ничего удивительного,  сама идея уже жила в песне. Когда я скомпоновал “hellblock 13” целиком, в процессе сочинения, я уже знал, что тут должны играть клавишные и, надеюсь, в дальнейших записях им также найдётся место.

Виктория: Кого из задействованных фит-гостей уже захотелось позвать снова для будущих записей и релизов?

Пока это не требуется, нет больше таких масштабных задумок по песням, а постоянно кого-то приглашать только для того чтобы было, это не по мне. Идея должна загореться в тебе, тогда это будет по-настоящему, что-то живое.

Алексей: Когда слушаешь ваш новейший EP остаётся ощущение, что присутствуешь при отвязном алко-джем-сейшне, где все уже порядком набрались и в зале можно вешать топоры и иные предметы, вы  намерены сделали диск ещё более сырым и похожим на демо и постарались вдохнуть в него этот репетиционный угар?

Ха-ха, нет. За нас это сделало желание не быть прилизанными (звуком) мальчиками, отсутствие денег, раздолбайство и пьяный звукач.

Влада: А что вы думаете о музыкантах, которые слишком серьёзно относятся к своему творчеству и не стремятся к веселью и угару? Что им можете посоветовать?

Должно быть разнообразие, если им так нравится, почему бы и нет. Если музыка сильная, то пусть хоть весь концерт стоят памятниками. Но чаще всего, конечно, ни того ни другого нет, но это уже дело саморазвития.

Виктория: На новом EP-альбоме невероятно много бас-партий, и бас звучит чуть ли не громче гитар, как так вышло?

Что сказать, мы любим бас: громкий, мощный, сочный, плотный бас. Мы любим его даже больше, чем гитары, тем более на данном этапе существования ШР, бас это наша сильная сторона, которую мы и показали.

Алексей: ….а фальцет стал ещё более фальцетным и форсированным….это было сделано с той же целью усилить всё, что можно усилить и дожать до предела всё, что можно дожать до предела?

Ха-ха, максимум энергии. Громче звук, больше лей, сегодня последний мой день! Педаль в пол, орал, как мог.

Виктория: Если кто-то захочет послушать “Hellblock 13”, ориентируясь исключительно на название группы и желая чему-то поучиться, то чему вы сможете научить такого человека?

Наверное, единственному, в чём состоит смысл существования группы, тонкому, незримому чувству любви к старому Металлу и Року.

Алексей: Мне показалось, что “Hellblock 13” стал ещё более карикатурным и нарочитым, чем “Хэви-метал Монстр”, влияний раннего Чёрного Кофе здесь ещё больше, а некоторые песни напоминают кальку с хитов Кофе (“Это Рок!”, например) или даже каверы на них. Всё это было сделано осознанно или просто сессии записи альбома были такими весёлыми и угарными, что какой-то иной результат был в принципе невозможен?

Специально ничего не делалось, но скажу, что у всех песен есть рабочие название, которые я им даю по названию групп, на которые они больше всего похожи. В этом и заключается главный урок Школы Рока -  дать возможность услышать в наших песнях весь мир Хэви-Металла, каждую твою любимую, старую группу, предаться ностальгии по любимому Року в эти сложные, полные музыкального разнообразия, времена

Виктория: А можете рассказать пару курьёзных и поучительных историй, связанных с записью и продвижением “Hellblock 13”?

Просто знайте, если вы когда-то будете делать релиз за рубежом, фирмы, в большинстве своём, указывают цены без НДС. Если вы захотите забрать заказ лично, или через друга, то вам придётся заплатить еще и НДС, а это ни много ни мало, около 30 % от стоимости товара. Если фирма будет отправлять вам релиз посылкой, НДС платить не надо, но отправляйте посылку либо на юридическое лицо, либо ИП (некоторые курьерские компании не работают с физическими лицами, т.е. с простым людом). В противном случае, вашу посылку отправят обратно, за что ВАМ придётся платить. Потом ее задержат на границе, отправят в камеру хранения на пару месяцев (за что вам же платить), и через    полгода вам ее повторно отправят, за что Вам нужно будет ещё раз платить. А так вся запись прошла гладко, в пьяном угаре и веселье.

Виктория: Кстати, о карикатурах. Ваши обложки и логотип ведь тоже карикатурны, а юмора и самоиронии у вас просто тонны. Означает ли это, что вы играете или стремитесь к тому чтобы играть свой собственный особый карикатура-метал?

Может быть. Я не совсем понимаю значения  “карикатура-метал”. Если речь об обложках, то как только я увидел рисунок (прототип обложки первого альбома) в газете, а эта была карикатура школьного здания извращенного до образа демонической головы, я понял - это любовь. Это было лет пятнадцать назад,  он врос в моё сознание и ожил. С тех пор он живёт своей жизнью в моей голове, а я всего лишь повествую его историю.

Алексей: Признаться, когда я слушал ваш альбом “Хэви-метал монстр”, то был убеждён, что более сырого и адского хэви-металла просто не существует, но, приступив к прослушиванию “Hellblock 13”, понял, что ошибался… Как оказалось, нет предела совершенству: теперь мелодии ещё более скомканы, риффы ещё более хаотичны, а всё вместе ещё сильнее напоминает какофонию. А как вы сами оцениваете вектор развития Школы Рока, куда движется ваш Хэви-метал-монстр и можно ли этот регресс называть прогрессом?

Так говорили про мой каждый альбом, и меня до сих пор немного поражает столь бедный, односторонний взгляд. Несомненно этим альбомом мы достигли, я бы сказал, усиления в броне Метал-Монстра. Благодаря спонтанным экспериментам в этом альбоме мы добились более богатого звучания и более сильных моментов. Например, в третьей вещи благодаря сдвоенному вокалу, получилось мощная распевка, которая особенно пробирает после нарастания томов. Четвёртая вещь получилась мягкой, но так же и сочной благодаря подыгрывающей акустической гитаре и бубну. Сочетание и использование чего-то нового, приятный опыт для нас.

Виктория: Такие песни с нового диска как “Мы рок” напоминают уже не хэви-метал, а скорее ранний панкометал вроде Discharge, который тоже с большой радостью и охотой слушали ранние металлисты, не исключая и Хэтфилдов с Мастейнами, согласитесь с таким восприятием? Вам нравится панк?

Честно, раньше не слушал эту группу. Клевые ребята. Но общего знаменателя я не нашел. Парни довольно-таки агрессивные в меру. А композиция “Мы рок” наоборот позитивная. Панк музыку, как и образ жизни я люблю. Сам отчасти такой.

Алексей: А кому посвящается “My Wild Love”? Это ведь не рок и не метал, а что-то совсем из другой оперы. Как так вышло, что на альбом вошёл такой необычный трек?

Любви, конечно же! Любовь - это клевая штука, но, видишь ли, она у всех бывает разная. У кого-то тихая и спокойная, у кого-то несчастная и болезненная, а у кого-то такая вот, дикая. Как-то, когда на очередной вечеринке мы молились Богу Рока, на меня снизошла благодать и ко мне явился старина Моррисон, который и благословил нас спеть его “My Wild Love”, но только при том условии, что песня обязательно должна попасть на новый альбом Школы Рока. Грех спорить с такими авторитетными дядьками, поэтому у нас просто не было выбора: спели, включили.

Виктория: Случаем не “Ночь в опере” Коррозии Металла вдохновила вас на такой вокальный эксперимент?

Нет, но намёк понят.

Алексей: Сколько было выпито перед записью, и с какого дубля всё это дело оказалось записано?

Мы не считаем дубли, как и выпитый перед записью алкоголь. Мы просто уже не могли считать.

Виктория: А как случилось, что на альбоме оказался англоязычный трек “Bloody Countess”, что вроде как не очень свойственно Школе Рока?

Был добит бонусом на пластинку, как и аналогичная англоязычная песня “My Wild Love”. Да, такого раньше не было, но лишь из-за того, что не было подходящего момента,  а тут разом всплыло. Тиран возжелал перепеть The Doors, и примерно в тоже время предложил воздать хвалу Sabbat.

Алексей: А как пришла идея дополнить релиз такой откровенный и эротической фотографией? И что означает этот интересный жест? Это что-то вроде “если сам себя не поддержишь, никто тебя не поддержит”?

Хахах! Поддержать (и подержать), к счастью, пока есть кому! Это фото - часть промо-сета, сделанного к нашему туру 2018 года «Big Balls On The Road», в котором мы, собственно, и обкатывали только что законченную на тот момент новую программу, представленную в итоге на «Hellblock 13». Изначально мы планировали сделать классические кадры в полный рост, но так как наш прекрасный фотограф Аня из того самого подерживающе-поддерживающего круга, видимо, она решила сосредоточиться на главном, не распыляясь на мелкие детали, хахах! Что и было вполне логично. Сколько можно любоваться на утянутые задницы псевдо-рока? Все уже совсем стали забывать, что такое Металл с настоящими крепкими яйцами! Позже, когда мы прорабатывали оформление конверта пластинки, решили не изобретать велосипедов (знаешь ли, их рамы могут быть небезопасны для нашего богатства, хахах!), а использовать уже имеющиеся кадры той фотосессии.

Влада: Каковы шансы на то, что однажды Школа Рока резко сменит музыкальное направление и начнёт играть, к примеру, депрессивный пост-рок?

Даже если у всех девчонок отвалятся сиськи, в мире закончится пиво, и Виктор Цой умрет, Школа Рока просто улетит на Марс и будет там жарить рок.

Алексей: Как сидится сейчас на карантине и удаётся ли таким жизнерадостным, деятельным и тусовочным ребятам как вы соблюдать самоизоляцию?

Не получается соблюдать, и вся эта история попахивает гнильцом и не вызывает доверия. Но в общем ничего не изменилось. Основная работа не прекращалась, так же хожу на тренировки, работаем с Тираном в студии над его лейблом и дистрибьюцией наших релизов.

Виктория: Что в ближайших и отдалённых планах? Что будете делать, если на самоизоляции придётся сидеть до конца года?

В ближайших - полюбоваться на название Школа Рока в сборнике каверов на группу Кома. В далеких планах - начать работать над новым материалом. Царствующая  сейчас эпидемия никак не коснулась моей жизни и разума, поэтому буду делать, что и всегда, следовать по пути вслед за Метал-Монстром.

Алексей: Ваши финальные слова на злобу дня и приветы сочувствующим?

Да, Здравствует Рок-н-ролл!!

Алексей, Виктория, Влада: Спасибо за интервью!

Всего вам хорошего.

Алексей “Astarte Eel” Иринеев, Виктория “Caracal Lake” Озёрная, Влада “Vlada Salt” Салтыкова