ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на видеоклип группы Печь "8:03"

Печь "8:03"

27-01-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ПЕЧЬ
Релиз
“8:03” (Clip)
Год
2019
Стиль
Post punk / funk rock / alternative rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Бывают такие песни, которые пишут исключительно “в стол”, бывают и такие, что пишут как будто специально для того чтобы сразу же отправить в печь, ну а есть, наконец, и просто песни в стиле Печь или лучше сказать, песни, которые пишет и исполняет группа Печь. Эти московские фанково-панковые альтернативщики известны своей небрежной исполнительской манерой, ассоциативными текстами и сплиноподобным вокалом уже довольно давно, имеют в арсенале два полноформатника (“Пой мои песни”(2015) и “Огонь”(2017), пару синглов и множество концертных и репетиционных версий своих песен.

Свой третий долгоиграющий альбом ребята обещают выпустить уже в апреле, а пока до весны далеко, реализовали интересный клип, который назвали ещё интереснее – “8:03”. Как говорят сами музыканты, снят клип был с третьего раза и спустя два месяца после первой попытки, все движения в кадре исключительно импровизированны (никаких заготовок), ролик содержит отсылки к разным “слоям людей” – к самим музыкантам, а также к людям, повлиявшим на них, самым сложным моментом была съёмка циферблата часов, и наконец, в клипе задействовано 30 предметов и 18 разных предметов одежды.

Клип получился медитативный, шаманский и вообще мировой. Мировой в том смысле, что подобные сюжеты и образы больше подошли бы группе, исполняющей world music. Насколько я понял, в основе ролика лежит идея о всемогуществе и тотальности времени (недаром, в кадре постоянно присутствуют несколько видов часов), а музыканты постарались проиллюстрировать один отдельно взятый временной отрезок из нашей с вами жизни – минуту, интервал между 8:02 и 8:04. Ну а по поводу того, почему был выбран именно он, в тексте находится прямой и однозначный ответ: “чтобы успеть на работу, ты должен встать максимум в 8:03”.

В кадре перед статично закреплённой камерой появляются разные люди, они делают незамысловатые движения, иногда немного играют мимикой, но в целом лица и люди сменяют друг друга так флегматично, а музыка столь самозабвенна и волнообразна, что эффект, оказываемый роликом на сознание, выходит весьма схож с тем, что происходит от воздействия на нас маятника психотерапевта. Я сам не заметил, как перешёл в некое трансоподобное состояние и в мерном мельтешении перед глазами вдруг стал прозревать смысл и суть нашей с вами бренной и не слишком разнообразной жизни.

“Камера отражает хладнокровно и безучастно невозможность взаимодействия, возможность только фиксации того, что уже произошло в то или иное время, которое делит прошлое на настоящее или настоящее на прошлое. Будущего не существует” – пишут сами музыканты о своём творении, и всё примерно так и обстоит: клип философичен. Нисколько не удивлюсь, если кто-то из “мозгоправов” на самом деле возьмёт данную работу себе на вооружение и станет применять её в своей врачебной практике – смотреть видео всё-таки несколько интереснее, чем просто всматриваться в раскачивающуюся железяку, а результат ничуть не хуже, а может, даже и лучше.

К сожалению, несмотря на все перемещения, динамики в клипе минимум. Ролик действительно неплохо иллюстрирует заложенный в него посыл и идею музыкантов, способен наводить на интересные и вероятно весьма нетривиальные и глубокие размышления, но – смотреть такое будет интересно в большей степени под действием каких-либо стимуляторов (к счастью, я предусмотрительно купил в магазине малиновых пряников и просроченный кефир, поэтому пребывал в состоянии весьма изменённого сознания), увы, какой-то особой объективно художественной ценности я в “8:03” не заметил, а сделав такой вывод, тут же впал в соответствующие гипотетические размышления и теоретизирования.

А что если бы добавить артистизма, иронии, заранее условиться по поводу движений и жестов и приблизить ролик по атмосфере к “Книжному Червю” группы Волны? Уйдёт спонтанность. Что, если добавить динамики за счёт использования разных камер и съёмок с разных углов? Уйдёт необходимый накал, а основной замысел и вовсе рассыплется. Что если… И тут я понял, что именно в такой вот небрежной и непродуманной, “жизненной” естественности и заключается вся соль данного клипа. Да, он выглядит далеко не идеально и при первом просмотре в голову тут же лезут мысли о том, что и как в нём можно было бы улучшить и “исправить”, но клип показывает аутентичность течения времени (если можно так сказать) и действительно весьма натурален.

Не могу назвать “8:03” лучшим из когда-либо записанных Печью композиций, но своя особая изюминка в ней есть. Однако главное достоинство данной вещи, вероятно, в том, что она идеально подходит под видеоряд и в совокупности с ним составляет единой целое. Видео дополняет аудио, аудио дополняет видео; слова переходят в музыку, музыка переходит в слова, и всё это оказывается частью нашей с вами жизни и весьма ненавязчиво в неё встраивается. О чём-то подобном, помнится, пели Рондо, многократно скандируя в припеве “тоже является частью Вселенной”, возможно, именно это имел в виду Егор Летов, когда сочинял свой легендарный эпик “По плану”, и хотя Ангел из Апокалипсиса клянётся, что в конце времён времени больше не будет, прямо здесь и сейчас мы с вами можем убедиться в его реальности и объективности – смотрим “8:03”!