ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Печальный странник Йохан Эдлунд или Симфонии обречённых-4

Симфонии обречённых

14-05-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

“Один не разберёт, чем пахнут розы,
Другой из горьких трав добудет мёд.
Кому-то мелочь дашь, навек запомнит,
Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймёт”

(с) Омар Хайям

Любая музыка, которую мы слушаем, так или иначе созвучна нам и нашим идеалам, мечтам, ценностям – да и не только музыка: фильмы, книги, паблики ВКонтакте, шнурки на кроссовках, надпись на тюбике с зубной пастой в ванной – всё то, что мы выбираем или тем более любим, тем или иным образом свидетельствует о том, кто мы такие. “Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты” – гласит народная мудрость.

Всё сказанное выше на 100% относится и к дум-металлу. Чтобы понять философию данного жанра, нужно пропустить его через себя. “Подобное познаётся подобным” – утверждали ещё древнегреческие мудрецы, а современные психологи добавляют: “Подобное притягивает подобное”. Для того чтобы сложить себе представление о том, что такое дум-металл, недостаточно читать тексты дум-групп и статьи-обзоры – нужно присмотреться к творцам этого жанра и попытаться взглянуть на мир их глазами.

Предвижу возмущенные возгласы негодования истовых поборников чистоты стиля по поводу выбора героя для нашего сегодняшнего разговора, ведь чистый дум Йохан Эдлунд не играет со времён своего легендарного “Wildhoney” (1994). Что тут сказать, каноны канонами, а дум – это состояние души, и более яркий и парадоксальный пример, чем Йохан здесь трудно себе представить. Понятно, что не очень-то похож на тру-думстера человек, который в последние годы увлёкся обильными возлияниями и наводнил свою страницу в фейсбуке причудливыми сэлфи, на которых предстаёт то в разноцветных носках, то “в трусах и в каске”, то в тельняшке (!), то с педикюром на фоне абстрактно-психоделических картин, а в довершении всего даже сделал себе татуировку с “Бодрой Коровой”. Но так ли всё однозначно?

Симфонии обречённых 1

Этот трудный ребёнок из Стокгольма стал рано задумываться о глобальных проблемах и не только убегал из дома, воровал машины или носил перевёрнутые кресты в возрасте teen, но и активно шевелил внутренним радаром сердца, пытаясь понять смысл жизни и смерти. У Йохана долгое время была слава большого молчуна и чуть ли не отшельника, поэтому за него как нельзя лучше могут говорить его тексты.

If you are trying to interpret me Если ты хочешь интерпретировать мои слова,
You're trying to put me down, you'll see Ты стараешься подавить меня и навязать своё понимание;
The dreams I have, you do not know Ты не знаешь и не можешь знать мои мечты,
Don't make me the scapegoat on your insipid show Не делай меня козлом отпущения в своём безыскусном спектакле.
Then I turn to you and say А потом я повернусь к тебе и скажу:
"I worship Lucifer" “Я поклоняюсь Люциферу”.
Friends turned out to be "Never been friends" Друзья отвернулись от меня так, как будто никогда и не были друзьями,
Liars don't listen, do not comprehend Клеветники не слышат и ничего не понимают,
Make up great stories, I'm the principal character Выдумывая грандиозные небылицы, где я главный герой,
Hand in hand with "Evil" and "Sinister" А на деле сами намного более походят на “зловещее” “зло”.
Then I turn to you and laugh И тогда я повернусь к тебе и рассмеюсь:
"I worship Satan"Я поклоняюсь Сатане”.

Tiamat – “Scapegoat”

Эта песня одна из важнейших для творчества раннего Tiamat, так как в ней Йохан максимально точно и предельно искренне выразил своё самовосприятие и причину конфликта с окружающими. Древнее библейское понятие “козёл отпущения” оказалось как нельзя более кстати, и Йохан, не желавший подстраиваться под лживую мораль и лицемерные каноны, с радостью бросился в омут изящного люциферианства. Легко можно понять и почувствовать ту степень давления, под которой находился музыкант в ранние годы своего творчества, едва мы вчитаемся в его лирику и увидим, с какой страстью и самозабвением он повторяет имена Люцифера, Сатаны, дьявола и демонов (даже в названии сольного проекта вокалиста или в имени лирической героини Люси слышится всё то же: Люцифер).

Симфонии обречённых 3

Что это: влияние столь любимых предводителем Tiamat датских сатанистов из Mercyful Fate или что-то другое? Я думаю, что ключевым здесь будет виднеющееся чуть выше слово “мечты”. Йохан просто слишком сильно и слишком неистово мечтал, его идеалы и грёзы далеко отстояли от обычных, усреднённых, обывательских представлений о нормальном, хорошем и должном, и, встречая от окружающих лишь недоумённое пожимание плечами, музыканту не осталось ничего другого, как только с головой уйти в мир демонов, адских провалов, астральных путешествий и потусторонней эстетики. Йохан слишком сильно верил “в иное”, его музыка, тексты, его позиция – это не слабость и не пораженчество лузера-неудачника, а целенаправленное построение собственного прекрасного мира, в котором всё не так, как на нашем прогнившем карнавале очевидности.

Симфонии обречённых 2

Очень скоро музыкант пропитался собственной мистикой настолько, что сам стал смахивать на демона, а в итоге действительно смог добыть из горьких трав непонимания, насмешек, отвержения и обид настоящий мёд. Буквально пройдя сквозь семь кругов ада, разрушив здоровье и психику, записав целую кучу отличнейших пластинок, а попутно изрядно подкоптив небесный свод своей огненной яростью, музыкант вернул перевёрнутый крест в его изначальное положение и спел того же “Козла отпущения” уже с совсем другими мыслями и чувствами. Как вы думаете, рассчитывал ли он на понимание и одобрение своих фэнов? Вопрос риторический.

Если раньше Йохан страдал от непонимания и колкого, колючего холода окружающих, то сейчас смог возвыситься над насмешками и поверхностным невежеством толпы. Он больше не старается изображать из себя демона (а если изображает, с явной самоиронией), не носит белые линзы и не старается выверять каждую фразу в интервью, чтобы ненароком не сболтнуть лишнего и невзначай не нарушить образ неприступного и идеального во всём человека-легенды, дьявола в человеческом обличии. В тусклом свете догорающего костра фальшивых надежд и пустых грёз вокалист легендарных Tiamat обрёл подлинную свободу, оставил ад с тем, чтобы начать восхождение в рай.

Больной, отвергнутый и, несмотря на феноменальный успех Tiamat, по-прежнему всё такой же одинокий, странник Йохан Эдлунд лично для меня является воплощением силы человеческой мечты. “Верующему всё возможно” – говорят христианские святые, а вторят им не только режиссеры фильма “Куда приводят мечты”, не только современные психологи и учёные, но и сама жизнь, вот таким парадоксальным и неожиданным образом свидетельствующая о том, что крылья веры подчас сильнее стальных машин и бетонных стен. Пережив смерть отца, потерю возлюбленной, периоды тотального неверия и депрессии, ряд остановок сердца, эпилептические приступы, инсульт и белую горячку, 47-летний исполнитель вышел на новый этап своего развития и снова выступает в составе легендарных Tiamat с материалом бессмертных “Wildhoney” и “Clouds”.

Симфонии обречённых 5

Дум ли это? Я думаю, что Йохан Эдлунд не переставал играть дум даже в рамках своего рок-н-ролльного Lucyfire, за простенькими риффами и сотни раз обкатанными рок-клише которого без труда узнаётся его непревзойдённая харизма и откровенные стихи-пазлы. Этот человек знает, во что верит – он следует за своей мечтой и не изменяет ей, меняя страны, города, образ жизни и положение креста на своей шее. Да и не в крестах дело, тем более не в словах, когда ты один на один с обнажившейся сутью мироздания, а в твоём сердце по-прежнему дикий мёд нестареющей искренности и дар перевоплощения. “Я счастлив тем, что я несчастлив”- сказал он в одном из своих последних интервью, а что может быть более думовым и более тру? Хотя яркий/типичный представитель философии жанра совсем не означает “икона” или “идеал” - прошу не путать.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…