ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

“Поток сознания без компромиссов” Интервью с Александром Замаряновым (Kalanchoe)

01-08-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Лидер этого инструментального джент/мат-метал проекта Александр Замарянов известен по группе N-Hash, но в рамках своего собственного детища с цветочным названием Kalanchoe он творит ещё более разностороннюю и в самом широком смысле прогрессивную музыку без каких-либо границ, рамок и ограничений. “Ghost Cube” – дебютный полноформатник  Kalanchoe, и не случайно он назван в честь разновидности Кубика Рубика, ведь сложные ритмы и остинатные мелодии обретаются на диске в огромном и впечатляющем количестве, а структуры треков отличаются повышенной математичностью . О технических, философских, мировоззренческих, стилистических и иных аспектах творчества проекта нам рассказал сам Александр, а его ответы были точно так же точны и прицельны, как и материал “Ghost Cube”.

- Приветствую, Александр! Поздравляю с выходом альбома! Какие мысли в этой связи? Всё вышло так, как задумывалось и планировалось?

Спасибо, Алексей. Это была довольно длительная и кропотливая работа, я и мой звукорежиссер потратили много сил, чтобы добиться того, что я хочу видеть в качестве итогового материала. Много ночей без сна, сбитый режим дня и тонны кофе – цена релиза =) Но всегда приятно, когда после тяжелой работы ты получаешь значительный фидбэк. Как говорят американцы, «hard work pays off» (хорошая работа хорошо оплачивается).

- Почему именно каланхоэ? Как вы нашли это название или, может быть, оно нашло Вас?

Я не вношу значительного подтекста в название. Оно привлекло меня своим произношением и необычностью. Все идеи и мысли я вношу в музыку, «каланхоэ» лишь вносит некую айдентику в мое творчество, да и само слово довольно необычное.

- Как началась история проекта, и довелось ли Вам играть в каких-то ещё коллективах?

Я играю на гитаре около 16 лет. Как и у многих парней моего поколения, первым увлечением был гранж. Затем я открыл для себя мир прогрессива – Dream Theater, Symphony X, John Petrucci. Я сильно вдохновился этими командами и несколько лет упорно занимался техническим аспектами игры. Но постепенно метал в привычном понимании слова мне быстро приелся, и я забросил игру на гитаре до того момента, пока впервые не услышал Animals As Leaders. Сказать, что я был впечатлен – ничего не сказать. Никакой предсказуемости в ритмах, гармонии и отсутствие штампов побудили меня снова взяться за инструмент и развивать себя в этом ключе. Я по академическому образованию - пианист, и мне было дико интересно развивать нешаблонное мышление, отвязать мозг от привычных законов построения гармонии и пуститься в пучину авангарда. Было много несерьезных проектов, а были и достаточно солидные. Последние 3 года я был гитаристом и композитором в довольно серьезном djent/prog проекте N-Hash, вместе с которыми мы выпустили альбом «Познание» (2019, Полигон Records). У нас собрался крутой состав, и я очень благодарен ребятам за время, проведенное в коллективе. Однако в последствии я понял, что меня гораздо больше увлекает сольное творчество, и я принял решение покинуть все командные проекты, чтобы сосредоточиться на записи своих идей без оглядки на «играбельность» материала.

Теперь N-Hash уже окончательно в прошлом или никогда не говори никогда?

Парни продолжают работу после моего ухода, насколько мне известно, и я рад, что команда продолжила свое существование. Желаю им только всего самого наилучшего и творческих успехов. Мне это решение далось непросто, но ребята поняли и приняли мою позицию. Последний год противоречие между написанием треков в группу и работой над собственной музыкой обострилось довольно явно, и рано или поздно этот вопрос бы все равно встал.

- Чем Вас привлекает прогрессивная гитарная музыка и почему было принято решение играть именно прог-джент с мат-металлом? Почему не чистый прогрессив?

Время не стоит на месте, музыка меняется, жанры смешиваются. Искусственно ограничивать себя в рамках стилей – плохая идея, не нужно давать себе предустановку не выходить за рамки какого-то конкретного направления. Последние пару лет я слушаю много западного инструментала, джазовых пианистов, команд – все это откладывается в сознании и постепенно ты приходишь к своему почерку. Классифицировать музыку по жанрам – работа критиков и рецензентов, я просто хочу сделать то, что слышу внутри и не думаю о том, выхожу я за рамки какого-то стиля или нет. Чем шире твой кругозор – тем лучше.

Элементы джаза и фьюжна на будущих релизах Kalanchoe тоже не исключены?

Да, я заигрывал с этими стилями в “Dodecaphony”. Но это очень серьезные и сложные стили, их нужно осваивать.

- Формат one-man-проекта это принципиальная позиция Kalanchoe или просто временная и вынужденная мера?

В создании музыки я довольно авторитарен и люблю делать так как вижу это именно я – поэтому работать со мной в коллективе всегда тяжело. С точки зрения группы, это довольно деструктивная позиция, но зато я свободен от согласования и разучивания материала с музыкантами в группе. Лайв-проект обязательно будет, уже есть серьезные музыканты, проявившие интерес к возможности поиграть такой материал.

- А что в отношении отсутствия вокальных линий? Ждать ли в будущем у Kalanchoe треки с вокалом?

Вокальный метал и инструментальный – очень разные направления. Вокальные проекты требуют куплетно-припевной структуры и более четкого разделения треков на части. Это просто отдельный жанр. У меня в мыслях есть создание джент-команды именно такого плана, сейчас я работаю над этим. А Kalanchoe – это некий слепок моих мыслей и идей без оглядки на то, будет ли это слушаться с вокалом или нет. Некий поток сознания без компромиссов.

- Что за призрачный куб вдохновил Вас на “Ghost Cube”, и имеет ли он какое-то отношение к Кубику Рубика и математическим закономерностям?

В свое время ко мне на уроки по гитаре приходил человек, профессионально занимавшийся спидкубингом – это соревнования по сбору кубика Рубика на скорость. Так вот, у них есть такой вид кубика. Ghost Cube – сложная головоломка, требующая достаточного труда для сборки. Мне показалось, что он хорошо отражает концепцию альбома.

То есть альбом это некая головоломка? Его нужно собрать, найти ключ к его пониманию?

У каждого будет своя трактовка и ощущения, это ведь искусство, оно многовариантно. Но некие ритмические задачки порешать придется.

- События на альбоме происходят в какой-то параллельной реальности или на других планетах?

Они происходят в моей голове😊 Меня часто спрашивают про образы, которые я вложил в треки, но я говорю, что это лишь та музыка, которую я слышу внутри и переношу на инструменты, не более.

- По жизни кому больше симпатизируете: физикам или лирикам? И к кому из них больше относитесь?

Я не думаю, что есть такие четкие границы. У каждого человека в тот или иной момент времени раскрываются разные черты. Если говорить про меня, то я безусловно, ближе ко второму типу, как творческий человек.

- Как бы Вы охарактеризовали “Ghost Cube” с помощью трёх слов, какой он?

Не люблю сам оценивать свое творчество. Но если интересно мое мнение – необычный и полный нюансов.

- Мне всегда казалось, что прогрессивщики и тем более те, кто симпатизирует мат-металлу, крайне неулыбчивые, серьёзные и не особо котирующие шутки и юмор ребята. Развенчаем этот миф или всё так и есть?

Я всегда больше всех смеюсь в компании друзей. А мои шутки зачастую переходят все границы дозволенного. Угрюмый я только если на официальной аватарке в Apple Music=)

- Образование как-то помогает в создании музыки?

Да, безусловно. Ты не придумываешь велосипед, и можешь четко перенести идеи из своей головы на инструменты, сделать аранжировку, прописать партии для других инструментов. Но при сочинении материала я не анализирую то, что звучит – чтобы не теоретизировать материал и не подгонять его под диатонику или четные размеры – это может всерьез ограничить твой материал.

- Есть ли у композиций с альбома какая-то концептуальная и лирическая подоплёка? Чему или кому они посвящены?

Искусство – это создание новой эстетической реальности. Каждый человек уникален, и может трактовать образы по-своему – это естественно. Я просто переношу то, как я вижу музыку у себя внутри, на инструменты и даю этому потоку сознания реализоваться.

- Как пришла идея добавить запись голосов психически больных людей в “White Tiger” и что вдохновило на создание этой вещи?

Не знаю почему, но меня всегда интересовала идея психиатрии. Это некий космос внутри каждого из нас, загадочный и неизведанный. Люди сами порой создают ад внутри себя, и истоки этому не всегда понятны и объяснены.

А “Ghost Cube” – это скорее ад или рай? Чего здесь больше: счастья и гармонии или диссонансов и противоречий?

Гармония в ее привычном понимании – благозвучие. Все-таки “Ghost Cube” больше на темной стороне. Мне нравится экспериментировать на грани.

- Можно ли назвать Kalanchoe музыкой для ума, умной музыкой и не является ли данная характеристика вашего проекта намёком на то, что любителям душевной и сентиментальной музыки на “Ghost Cube” ловить нечего?

Я бы не говорил, что “Ghost Cube” – это чистая математика. В каждой вещи есть гармонический посыл и мелодия, хоть иногда и остинатная. Просто такая ритмика многим непривычна, и поэтому люди акцентируют внимание именно на ней. Но для меня сложные размеры – не самоцель, а просто художественный прием.

- Какие особенные технические дивайсы (гитары, усилители, струны, примочки) были использованы в ходе записи альбома, и мог ли бы релиз стать ещё лучше и звучать ещё качественнее, если бы под рукой оказалось более причитающиеся случаю оборудование?

На записи использовались гитары мастерской Jabiru Custom Guitars, гитары Ibanez cерии RG со звукоснимателями Fokin Majestic, и ультра-баритон Agile Intrepid Dual Eb 828. Звук ритм-гитар сформирован за счет плагинов компании Mercuriall. Я не стеснен в оборудовании, у меня есть много девайсов, но для записи я счел этот набор наиболее оправданным.

- Почему семь и восемь струн, почему не традиционные шесть?

Мне нравится тембр и характер экстремально пониженных строев – они дают напор и создают «утробный звук». Большой влияние в этом плане на меня оказал Joshua Travis (проекты Glass Cloud, The Tony Danza Tapdance Extravaganza). Это совершенно другой подход к режиссуре звука и тембра. Для меня современная электрогитара немыслима без 7-ой или 8-ой струны. Но это лишь мой подход.

- Как считаете, в чём заключается главное достоинство и преимущество “Ghost Cube” и каков его главный недостаток?

Как первый релиз проекта, считаю его довольно удачным. Я вполне донес ту философию, которую пропагандирую. Каких-то явных недостатков для себя я не вижу. Кому-то альбом нравится, кому-то нет. Это нормально=)

Есть ли уже у Вас какие-то наработки для второго альбома и станет ли он продолжателем стиля и тенденций “Ghost Cube”?

Да, параллельно продакшну альбома в голову пришло много нового материала. Надо немного выдохнуть и продолжить работу. Я думаю, направление, в котором стоит работать,  я для себя обозначил, и я от него кайфую  - а это самое главное. Возможно, следующий релиз будет агрессивнее.

- Как насчёт фитов и приглашённых гостей для нового альбома? Есть ли мысли по поводу того, чтобы кого-то пригласить для гостевого участия на готовящейся пластинке или Вы придерживаетесь старого правила “если хочешь хорошо написать свою историю, напиши её сам”?

Я абсолютно открыт к сотрудничеству, если мы с человеком совпадем по видению музыки. Сейчас планируется ряд совместных работ с российскими гитаристами, но пока оставлю это в тайне.

Сочинить или сыграть что-то совместно с Джошуа Трейвисом есть в реестре целей и намерений на отдалённую перспективу? Не пробовали с ним связаться?

Я думаю, у Джошуа много своих дел, помимо меня=) В любом случае, это было бы очень здорово. Это один из культовых для меня гитаристов.

- Что в ближайших планах и чего ждать от Kalanchoe в самое ближайшее время? Как насчёт синглов, видео, стримов?

Сейчас развитие YouTube канала и создание видеоконтента – задача номер один. Думаю, сингл я выложу через три-четыре месяца.

- Ваши финальные слова тем, кто нам внимал?

Я благодарен за поддержку всем, кто любит необычную инструментальную музыку и пишет мне свое мнение о релизе. Отдельную благодарность я хочу своему звукорежиссеру и другу – Ярославу Борисову.

- Спасибо за интервью!

Алексей “Astarte Eel” Иринеев