ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Pray Project "Omnis Terra"

Pray Project, Omnis Terra

24-08-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

PRAY PROJECT – 2016
Industrial rock
"OMNIS TERRA"
PPR / TUNECORE DISTRIBUTION
Индонезия, Бандунг

Pray Project – состав, во главе которого стоит самобытный и амбициозный человек-оркестр по имени Илья Кощеев, по праву считается одним из сильнейших окологотических коллективов на постсоветском пространстве. Этот факт настолько очевиден, что сомневаться в его подлинности нет не только никаких оснований, но и смысла. Проект был сформирован в 2007 году уже знакомым нам Ильей Кощеевым, бывшим участником таких достаточно гремевших в своё время групп, как [T.3.R], StompWork и Ai Scream. В том же году композиция “Master of Friable Paths” попадает на Американский сборник "VS"[Norotek records], а уже через год участники группы подписывают контракт с крупнейшим российским готическим лейблом Shadowplay Records на выпуск дебютного альбома "Bad Fruits".

И ещё немного истории. Илья “Pray” Кощеев родился 17 июня 1983 года в Москве, долгое время проживал в США и Индонезии. После возвращения в Россию он начал заниматься организационной деятельностью в формате goth-вечеринок. А с 1998-го года появляются его первые музыкальные коллективы, где Илья принимает непосредственное участие (совместный проект с С. Громовым (Antisisters) - Hyperprism, metal коллектив Blut Formicarium, electro pop группа A.I. Scream и т.д.). В 2002-м году рождается на свет его главный проект на тот момент - [T.3.R], в котором он будет участвовать вплоть до 2007 года, когда Илья совместно с группой фотографов начинает автономный и самостоятельный арт-проект, в качестве названия которого был взят его творческий псевдоним – “Pray”.

В отличие от материала [T.3.R], где с 2006-го года упор делался на более традиционное рок-звучание, в составе собственного проекта Илья экспериментирует в electro body future pop стилистике, и, записав три альбома, в итоге приходит к направлению, которое сам он характеризует, как industrial rock и активно пропагандирует его на новейшем, четвёртом по счёту, полноформатном альбоме Pray Project “Omnis Terra”. Название альбома в переводе с латыни на русский означает “Вся земля” и вкупе с детально художественно проработанной постапокалиптической, но при этом не лишённой эротических мотивов обложкой, вызывает очень хорошие и многообещающе-смелые ожидания.

Открывает пластинку мрачное потустороннее интро “Vulve” с как будто где-то далеко монотонно рассказывающим что-то голосом диктора, доносящимся из свисающего со стены заброшенного дома старого радио, и странным, настораживающим и пугающим  то ли жужжанием, то ли тиканьем, то ли дребезжанием. Жутко. Особенно если начинать слушать “Omnis Terra” как это сделал я – глубокой ночью и в полном одиночестве. Титульная вещь начинается с не менее странных, как будто ядовитых и скрыто агрессивных потусторонних звуков, на фоне которых словно капает вода из незакрытого крана, а мерный синтетический ритм и величественные хоры ведут слушателя по коридорам заброшенных зданий и покинутых больниц, где то и дело возникают дисторшеновые гитары, колокольчики-синтезаторы и прочие разнокалиберные эффекты.

То ли этно, то ли светлый райский гитарный прогрессив и нежный женский вокал встречают слушателя в следующем треке этого CD “V The People”. Спокойная расслабленная атмосфера этой вещи и доверительные интонации вокалистки вкупе с миротворчески мотивирующим текстом настораживают, и не напрасно! Когда откуда ни возьмись на фоне всё той же умиротворяющей канвы, напоминающей смесь Otto Dix и Линды c Tractor Bowling, возникает классический мужской речитатив, хочется то ли возмутиться, то ли восхититься (то ли утопиться). Но я просто удивляюсь и перехожу к следующему треку.

И снова пружинящие сэмплы “Agafe” и агрессивный индустриальный типично “немецкий” NDH-вокал (слушая его так и представляешь какого-нибудь фюрера, обращающегося к своим последователям), вещающий на фоне экспериментально-электронных битов на каком-то странном и с трудом идентифицируемом языке, немного скрашивает впечатление от проскользнувшего в прошлой композиции “рэпчика”, напоминая даже столь уважаемых и любимых мной Stahlhammer.

И снова нежная песня с не менее нежным и мягким, словно агельским, женским вокалом – “Vous Et Moi”. По сравнению с “V The People” это действительно настоящий шедевр, хит, вершина. Композиция звучит почти как молитва – напряжённо, но в то же время отстранённо, торжественно, восторженно и экзальтированно:

“Ты и я навеки вместе,
страху смерти неподвластны,
улыбаясь нежно миру,
закрываем веки.
Свеч зажжённых пламя греет,
ослепляет ярким светом,
мы с тобой уходим в небо
за пылающим рассветом”.
(с) “V The People”

Начало следующего номера “Na Gamma” напомнило мне дарк-электронщиков из Killing Ophelia, но лишь с тем, чтобы вновь подтвердить и доказать, что первое впечатление всегда обманчиво. Бодрые электро-панк риффы, напоминающий хулиганствующих Слайд Шоу с дуэтом чистого мужского и чуть более резкого, но тоже чистого женского голоса (о да, это произошло, и они-таки встретились, замутив некий экспериментальный аналог забугорным гот-звёздам из L’ame Immortelle. Что же, получилось вполне неплохо и даже более того). Долгие электронные проигрыши добавляют композиции особого постапокалиптического очарования и техногенного шарма, которые лишь оттеняют и ещё сильнее подчёркивают ядерную хитовость и пружинящую танцевальность этого бесспорно удачного трека.

Минималистическая электроника композиции “Pharmaca!” вызывает ассоциации одновременно и с dark-electro/ebm и с полудискотечным-полуэнигматическим медитативным трансом. На лёгкую и светлую электронную основу накладываются самые разнообразные электронные эффекты, сэмплы и фишки, а затем даже соло на электро-гитаре и фрагменты, весьма напоминающие современный электро-клэш. Но как бы там ни было, ощущение от трека в целом весьма ассоциативно с new age и world music в духе Enigma, Ametystium и Dead Can Dance: медитативное, расслабленное и мистичное.

Самая необычная и эпатажная вещь на альбоме угадывается уже по названию – “Kosovo”. Чёткий ритм индустриальных гитар, булькающие электронные эффекты, сэмплы с характерной серьёзной, но как будто полунетрезвой какой-то славянской речью, а затем уже знакомый нам по предыдущим композициям ангельский женский вокал, который бодро напевает нечто в духе славянских песен, то и дело исполняемых такими группами, как Аркона, Калевала, Ладушка и иже с ними.

“Alpha” начинается с таинственного потикивания, а затем переходит в бодрый индустриально-гитарный трек, где ведущая соло-гитара напоминает даже маэстро Джо Сатриани и его “Surfing With The Alien”. После двухминутного гитарного вступления появляется пронзительное женское пение, торжественно и чуть ли не в духе ранней Арии и Маркизы выдающее мотивирующие лозунги-прокламации на нашем великом и могучем, что в целом звучит действительно весьма необычно и вдохновляюще. С четвёртой минуты снова возвращается сатрианиподобная гитарная эквилибристика, обрывающаяся в конце концов всё тем же предваряющим трек таинственным звуком небесных часов.

“Remember (Time)” со своими этническими тяжёлыми индустриальными битами это почти The Kovenant  времён их “Animatronic”, а вот что удивляет в этом треке, так это совершенно чистый мужской вокал и вторящий ему настолько же чистый женский. Это воистину индустриальный гимн, сплавивший воедино The Kovenant, Covenant, L’Ame Immortelle, Kirlian Kamera, Технологию, те же Танцы Третьего Рейха и ещё множество подобных индустриальных, синтипоповых и электронных коллективов. Ядерная хитовость – безусловный козырь и однозначно сильная сторона Pray Project, которая может проявляться совершенно по-разному, но при этом неизменно поражает своей абсолютной убедительностью и слаженностью. В этом треке – особенно.

Завершает пластинку вещь со странноватым названием “Corkscrew” и ещё более странным, пугающим вступлением, изобилующим постапокалиптическими сэмплами и холодной зияющей пустотой, где то и дело раздаётся заразительный женский смех, а потом звучит голос то ли проповедника, то ли Большого Брата. На почти эмбиентные электронные ландшафты наслаиваются всё новые и новые звуки, напоминающие то ли Dvar и Necro Stellar, то ли самих великих Attrition. А голос вдруг обрывается на фразе “Can’t wait” и вместе с ним обрывается и звук. Занавес. Финал.

Российский электронный авангард всегда представлял собой довольно-таки разнообразное и многоуровневое явление, где ещё в конце 80-х и начале 90-х можно было набрести на весьма и весьма любопытные составы, пока наконец Биоконструктор и Технология не вывели подобные эксперименты из подполья. Много воды утекло с тех пор, но если говорить о современной российской электронной музыке, то имя Ильи Кощеева так или иначе будет стоять в самом верху списка тех, кто сделал мир этих необычных электронно-гитарных звуков тем, чем он и по сей день является, при этом не останавливаясь на достигнутом, а продолжая развивать собственные же наработки всё дальше и глубже.

На данный момент альбом “Omnis Terra” является самым целостным, сильным, разноплановым и слушабельным творением Pray Project, что однозначно свидетельствует о том, что дело Ильи Кощеева живо и продолжает набирать обороты. На запись и подготовку альбома у музыкантов в общей сложности ушло два (а если считать с момента выхода предыдущего полноформатника, то и три) года. И время, явно, было потрачено не впустую. Pray Project сумели соединить воедино классический индастриал, рок, метал, эмбиент, дарк-электро, а так же большое количество смежных стилей, временами приближаясь к бессмертной хитовости L’Ame Immortelle, а временами – к глубоководной авангардной экспериментальности Attrition. Команда смогла поистине соединить несовместимые и противоположные полюса современной электронной сцены, и на данный момент, это, безусловно, важное достижение и огромный шаг вперёд для всего музыкального сообщества в целом.