ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Радиограмма "Жизнь На Маяках"

Радиограмма, Жизнь На Маяках

15-06-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
РАДИОГРАММА
Релиз
“ЖИЗНЬ НА МАЯКАХ”
Год
2017
Стиль
pop rock /indie rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Стильная обложка и не менее стильное и ламповое название группы сразу же настраивают на музыку высочайшего качества, которая принесёт массу положительных эмоций и хорошего настроения, и едва взглянув на пресс-релиз, понимаешь, что в данном случае интуиция была права на все сто: “работа над альбомом велась в течение двух лет в Лондоне и Петербурге. В записи приняли участие пятикратный лауреат Грэмми Джерри Бойз (Jerry Boys) (Beatles, Rolling Stones, Pink Floyd, REM, Buena Vista Social Club), а также известные российские музыканты — Александр Титов (Аквариум, Кино), Сергей Наветный (Сплин), Андрей Кондаков” — читаем мы там.

Однако, если мы обратимся к истории группы или просто напряжём память, то вспомним или прочитаем, что всё это для коллектива не в новинку, а происходит вот уже на протяжении четырёх альбомов с того самого времени, когда на рубеже 2010 и 2011 годов лидер Радиограммы Михаил Егоров и его команда познакомились с Александром Титовым, который и помог им начать записываться в Англии с Джерри Бойзом и разными английскими музыкантами. В этом плане “Жизнь На Маяках”, работа над которой велась в четырёх разных студиях, представляет собой своеобразное подведение итогов уже заслуженной группы — выдержанное вино мастерства.

Началом альбома является песня с очевидным названием “Начало”. Почти эмбиентное вступление со специфическими позвякиваниями и постукиваниями вполне напоминает вступления к некоторым трекам Аквариума или даже то, что делал в своё время Квартет Анны Карениной со своими “Задушевными Песнями”, деятельность которого тоже не обошлась без Б.Г. Незаметно композиция переходит во вторую историю под названием “История”. Потрясающая атмосферность, рельефно проступающие бас-партии, отвлечённый голос, почти пинкфлойдовские клавишные и лирика в духе всё того же Бориса Борисовича, однако есть и одно важное “но”.

Музыка Радиограммы обладает большей вокальной полифоничностью и особым релаксирующим эффектом, который очень роднит то, что делает группа, с материалом арт-роковых и прог-роковых команд. “Умные”, но умеренные соло, частые смены ритма, нелогичные пассажи и прозрачный, словно гладь полночного озера, саунд — всё это Радиограмма и “Жизнь На Маяках”. Такое чувство, что если команда станет играть где-нибудь в лесу, ей будут подпевать даже деревья, но вот звучит следующая вещь “Удары Сердца”, и сомнений в сопричастности творчеству автора “Писем Капитана Воронина” уже не вызывает сомнений, и лично меня этот факт только радует.

Нет сомнений в том, что хорошей музыки должно быть много, и чем больше её, тем лучше, а философские блуждания, немного впавшего в нравоучительную эйфорию мэтра только добавляют очков мастерски уловившей суть и основной замысел классического Аквариума Радиограмме. Но не стоит думать, что всё на альбоме это только отражение — нет. Вот звучит “Маяк”, и мы слышим совсем другую музыку, другие влияния и другие габаритные очертания. Это всё тот же меланхоличный арт-рок с влиянием психоделики, харизматичным вокалом и многозначительной лирикой, но равняется он здесь уже на западных гуру жанра с их пространными проигрышами.

“Маяк” стал своего рода данью уважения Pink Floyd и действительно немало напоминает их классические альбомы пост-барретовского периода, но вот доходит дело до следующей песни с типично аквариумным названием “Не Скитайся”, и мы слышим яркую аллюзию к таким песням Боба, как “С той стороны Зеркального Стекла” и “Северный Цвет”. Конечно, никто не отнимает у Радиограммы умения писать отличные песни и замечательные стихи — эти треки приятно слушать и переслушивать, они не будут надоедать, и, думаю, для каждого слушателя будет важен в первую очередь именно этот факт, как важен он, например, для вашего покорного слуги, пишущего сейчас эти строки, а не то, насколько и на кого похожи эти песни

Питерцы явно знают, чего хотят, имеют в высшей степени достойные музыкальные ориентиры и делают своё дело с любовью, вдохновением и необходимым пиететом. Вокалист шаг за шагом рисует своим голосом впечатляющие картины, которым хочется верить, в которых хочется растворяться, в которых просто хочется жить. “Мы все друг другу подражали, не было ни одной по-настоящему оригинальной группы, но у каждого была своя индивидуальность” — говорили музыканты великих групп о том времени, когда солнце было ярче, а восходы прекраснее, и это утверждение с точностью соответствует тому, что, а главное — как делает Радиограмма.

Только послушайте такие их песни, как “Ветер Крепчал”, и вы поймёте, что я имею в виду. “Жизнь На Маяках” — идеальный саундтрек для того чтобы радоваться, грустить, искать, терять и находить. Эта музыка не сможет устареть и потерять свою актуальность хотя бы по той простой причине, что она не стремится соответствовать сиюминутной моде и преходящим изменениям вкусов масс. Радиограмма изначально ориентируется не вечное и неизменное, вот и выходит у неё такая музыка — вечнозелёная, неизменно волнующая и всегда актуальная, и я ничуть не удивлюсь, если рецензируемый сейчас альбом когда-нибудь выдержит не один десяток переизданий.

Есть на диске и интересные сюрпризы, взять хоть инструментал “Эйлин-Мор”, переливы авангарда в “Уйми Ветер”; поющие скрипки, альты и виолончели в “До Встречи Во Сне”, хулиганские ритмы и неприкрытая ирония в “Девятой Армии” или торжественные, светящиеся шаманские перкуссии в “Солнечном Доме”, а едва заметные влияния трип-хопа и эмбиента сообщают этим композициям поразительную воздушность и объёмность. Завершает диск ретроспективная композиция “Если Не Сейчас”, которая как будто подводит черту под всем, что было сделано и записано выше, а медитативные гитары звучат в этой песне как приглашение к повторному прослушиванию диска.

Вместе с выпуском своего нового альбома питерские рок-странники из Радиограммы закрепили за собой тот высокий статус, который уже давно обрели, и новейший диск настолько же более совершенен по сравнению с их прежними работами, насколько более совершенной выглядит его обложка. Совсем не громкими именами и не фитами хорош и интересен релиз, а в первую очередь своей подкупающей внутренней теплотой, открытостью и невероятной глубиной. Именно так создаются классические альбомы, именно так рождаются легенды, и всё указывает на то, что мы сейчас как раз и присутствуем при появлении таковой. Не пропустите этот редкий момент.