ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Raventhorn "Nightmare In Eden"

Raventhorn "Nightmare In Eden"

03-01-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
RAVENTHORN
Релиз
“NIGHTMARE IN EDEN”
Год
2018
Стиль
Symphonic / melodic black, death, thrash, progressive metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Участники очень неплохой ностальгической капеллы Loud’n’Proud убедительно показывают, что не ностальгией единой жив человек, а порой даже самым профильным металлерам хочется концепции, размаха, глубины. Фактически Raventhorn – это дуэт Никиты Малько (соло-гитара, бэк-вокал) и Степана Морли (вокал, ритм-гитара), а за помощью басиста и драммера ребята обращаются только когда дело доходит до концертов, сочиняя и исполняя все партии в студийном режиме исключительно самостоятельно. В точности так же самостоятельно Степаном и Никитой был придуман витиеватый сюжет, и только в написании лирики для бонуса музыкантам помог некий Эдгар Алан По.

Кстати, как только я принялся читать тексты альбома, то сразу же снова вспомнил про Эдгара (которому всё) По – стиль и ритмика стихов “Nightmare In Eden” весьма напоминают мрачного классика, а сам ход повествования в некотором роде схож с тематикой “Ворона”, “Дома Ашеров” и “Чёрного кота”, хотя чем больше я продвигался по извилистым хитросплетениям сюжета, тем больше понимал, что одним только По здесь дело совсем не ограничивается – драматизм и металлическая беспощадность Кинга Даймонда, театральность Waltari, Блейка и Данте, детективность Умберто Эко и Агаты Кристи – всё это присутствует в истории, которая, судя по всему, претендует на то, чтобы стать “Божественной комедией” в стиле экстремального металла:

“Once upon a time a creature was born Жил да был однажды злой гений один,
Harbringer of death, destruction and storm Разрушений, ненастий, штормов господин,
Lord of the wickedness, evil spawn Повелитель страданий, порождение зла,
His soul was deceitful, sick and forlorn Как был дух его чёрен, как порочна душа.

(с) Raventhorn – “Expelled To Eternity”

Безжалостный герой-маньяк, смерть, Люцифер, Бог, честный детектив-правдолюбец, призраки, интриги и неожиданные повороты сюжета, убийства, жестокость, загадочные письмена на стенах и переосмысление библейского восприятия мира почти по блейковскому “The Marriage Of Heaven And Hell” – всё это будет неизменно сопутствовать слушателям, которые будут так внимательны, что найдут время прочесть англоязычные лириксы, “вшитые” в аудиозаписи ВКонтакте и помещённые словно на скрижали в буклет компакта, на всём протяжении восемнадцати композиций пластинки. Нужно отдать группе должное, их история-пазл действительно достаточно интересна и даже нетривиальна, но что же музыка?

Звучит помпезное оркестровое интро, и вот мы слышим драматический кинематик-симфо-блэк процитированной выше “Expelled To Eternity”. Возвышенный напор Siebenburgen и прогрессивные вставки в духе Дэвина Таунсенда, отрывистые “вампирские” скримы и чистые голоса, тонны оркестровых синтезаторов и трэшево-блэковая гитарная крэдловщина великолепно уживаются в звуковой палитре коллектива, а что намного важнее – коктейль из этих влияний не кажется просто механической суммой разрозненных элементов, а с успехом живёт собственной жизнью, порой выдавая весьма вкусные мелодии и самобытные фишки. Уже третий трек “And Let the Story Begin” неслабо блещет атмосферно-эпичными кусками, а ближе к финалу переходит в мрачную акустику.

Красивое балладное вступление “On the Bloody Hills Of Babel” меня покорило окончательно, а когда в дело пошли все остальные инструменты, а голос начал срываться на скрим, красота не рассеялась как полночные призраки в утреннем тумане, а лишь крепче и ещё увереннее стала рваться штурмовать наши (д)уши. Небольшая концептуальная связка “… Of Crippled Perception” -  и вот мы снова во власти бушующей стихии симфо-блэка диммуборгировского разлива в виде трека “Defining Violence”, грустим и размышляем вместе с акустическим инструменталом “The Passage”, радуемся плотным трэшевым риффам и рифмовкам-считалочкам “Up With The Crows”, предаёмся самозабвенному хэдбенгингу и сопереживаем дарк-вставкам “Through The Mirror” и тд по списку.

Эмбиентная хоррор-вставка “Phantasm” переходит в проникновенный преимущественно чистоголосый номер “The Act Of Possession”. Пожалуй, музыка, вдохновлённая Дани Филтом и его подопечными ещё никогда не звучала так масштабно и самостоятельно, хотя та же “The Act Of Possession” могла бы выглядеть и получше, а барабаны в ней кажутся порой слишком хаотичными. “The Duelling Minds” звучит почти на одном дыхании, но не кажется однообразной, ближе к финалу напоминая даже Morgul с их “Sketch Of Supposed Murderer”. Вокальные переклички “Enraged, Haunted, Exiled” переходят в каверзную “Hell Of A Deal”, сменяются заковыристыми риффами  “The Loop”, затем расцветают мистерией “Dreaming In Eden”, радуют мелодичными припевами  “The Fall Of Palmer” и наконец финишируют бонусной “The Raven”.

Альбом вышел монументальный. Если не вникать в лирические хитросплетения, он вероятно может показаться слегка подзатянутым, и где-то в середине-ближе к концу затянутости действительно не удалось избежать, хотя музыканты явно старались сделать свой музыкальный опус максимально разнообразным и разноплановым, что чувствуется. Если кто-то скажет, что треки с десятого по шестнадцатый можно было бы просто элиминировать без особых потерь для финального результата, я особо спорить не стану, но вот финал пластинки вышел шикарным – этого не отнять. Авторы вовремя вспомнили расхожую истину, что дилетанты запоминают в любом произведении то, что в начале и то, что в конце и, исходя из данных соображений, в качестве бонуса припасли отличную вещицу, напомнившую мне, кстати Ника Кейва с его убийственными балладами.

Совсем недавно я рецензировал последний диск Nimphaion, посвящённый Эдгару По, а попутно никак не мог взять в толк, что же на нём было не так. Всё, вроде бы, так как надо, по правилам, по канонам, по нотам, но чего-то не хватало, душа требовала больше, сильнее, глубже, ярче, и вот только познакомившись с актуальной работой Raventhorn, я наконец понял, ЧТО на самом деле мне хотелось найти на том компакте Деметра и Ко – поэтичность. А настоящая поэтичность просто немыслима без всесторонней творческой свободы, театральности, надлежащей доли раскованности (не разнузданности!) и тотальной вовлечённости в своё дело. Для того чтобы сыграть что-то убедительно, нужно не играть, а жить этим – прожить, переболеть, пропустить через себя, умереть и родиться вновь. Raventhorn смогли, и всё сделали как надо – браво! С чистой совестью ставлю 5 из 5 и рекомендую всем хотя бы для единичного прослушивания.