ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Rebirth "Frozen Hope" (Part II)

Rebirth, Frozen Hope

15-10-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
REBIRTH
Релиз
“FROZEN HOPE” (Part II)
Год
2014
Стиль
Atmospheric post metal / experimental / post doom / post industrial
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Омск

Этим альбомом омский композитор-одиночка Артём Первых завершил 2014 год и подвёл черту под своим творчеством в то эпохальное для него время. Сам автор не очень высоко оценивает этот период своего творчества, и в частности “Frozen Hope” в его двух частях. Я уже упоминал об этом в рецензии на “Frozen Hope”, которая была написана в феврале нынешнего года, отметив, что этот релиз стал для меня самым обнажённо-искренним и рельефным диском музыканта, а сейчас настал черёд поговорить о “Frozen Hope Part II”, который вышел спустя три месяца после первой части и практически в то же самое время, когда появился дебютник Faith под названием “In Despair”.

Скажу сразу: пластинка немного разнородная и разбросанная по жанрам, что видно уже из трек-листа, где присутствуют каверы на Linkin Park и Rammstein, но от этого не менее (а даже более!) интересная и целостная. Прав был тот человек, который в одном из комментариев к творчеству Rebirth и именно к этому альбому, кстати, заметил, что если бы Артёму получить хорошую студию и адекватного продюсера, он тут же переплюнул бы и Rammstein, и Linkin Park, и многих из дум-легенд. Я не настолько придирчив в том, что касается записи и сведения, и для меня даже без этих составляющих “Frozen Hope” является настоящим эпиком  звуковой меланхолии.

Как всегда отличная обложка сходу настроит вас на нужное настроение, а “Freedom Of Solitude” деликатно, но поступательно проведёт в мир прозрачной осенней печали, которую мастерски воссоздаёт инструменталист. Считается плохим тоном использовать такие слова, как “шедевр”, “гениально” и “великолепно” – если это не какие-нибудь классические альбомы мэтров, то вроде как неприлично изъясняться о ком-то из относительно молодых, да ещё и отечественных музыкантов в подобных категориях, но Rebirth достоин похвалы и этих высоких эпитетов на все сто, поверьте. Если есть на современной метал-сцене великий проект, то это, несомненно, Rebirth.

Музыка настолько стремительна, насыщенна и многогранна, что не проникнуться ею просто невозможно. Точнее, необходимо просто настроиться на нужную волну, и тогда всё произойдёт само собой. В этих величественных соборах грусти и тоски совсем не кажется пусто и одиноко из-за отсутствия вокала: блики света и контрасты полутонов и полутеней играют всеми возможными оттенками, и маэстро не скупится на превосходные мелодии. “Hope For A Bright Future” со своим электронным фоном блистательно продолжает возвышенный “соборный” зачин своей предшественницы, местами снисходя в чистую эмбиентную флегматичность.

Кавер на раммштайновскую “Pussy” звучит неожиданно: очень электронно, очень экспериментально, очень отрывисто и даже дискотечно. Несомненно, основная мелодия и все характерные фишки сохраняются: вещь сразу узнаётся, но там, где раньше был вокал, как будто обнаруживается двойное дно, о котором никто и не думал подозревать, и композиция обретает неожиданную глубину, избавившись от достаточно поверхностного текста. Наверное, нечто подобное испытывали астронавты, когда чувствовали исчезновение гравитации, и все вещи начинали свободно парить вокруг них вместе с ними самими – именно такие чувства рождает кавер.

И снова глубокий думовый номер “I’ve Been Waiting For You” – уже по названию понятно, о чём здесь пойдёт речь. “Я жду тебя” – и английское present perfect continuous ещё более усиливает ту внутреннюю сосредоточенность и муку напряжённо-безнадёжного ожидания, которую так часто можно найти в раннем творчестве Генриха Гейне. “Поэтично” – именно так можно сказать об этой сюите, которая стала для меня первым откровением и шедевром на альбоме. Достаточно простые, но от того ещё более эффектные саунд-рисунки неспешно сменяют друг друга, идеально передавая тот тихий надрыв и кромешную бездну отчаяния, которые живут в душе одинокого человека, составляя его повседневную реальность, где холод и боль превратились в изящный орнамент, и возвышенная трагичность поистине делает их достойным предметом восхищения.

И ещё один чистый эксперимент – кавер на Linkin Park и их “From The Inside”. Песня превратилась в шикарный неоклассический трек с изумительным шредом гипер-тяжёлых гитар. Наверное, так мощно и сокрушительно, как в “From The Inside” Rebirth ещё не звучал никогда. Бескомпромиссные риффы и плотная стена дисторшна звучат просто великолепно, а, учитывая то, что в композиции присутствует множество почти акустических умеренных фрагментов, тяжёлые отрывки выглядят ещё внушительнее и неприступнее, возвышаясь подобно скалам над прозябающим в своей ограниченности человеком.

“Orbit Of Tenderness And Warmth” служит своего рода зеркальным отражением “Orbit Of A Abandoned Planet” с первой части “Frozen Hope”, и таких параллелей и отсылок к тому диску на альбоме более чем достаточно. Так, уже следующая вещь - это знакомый нам “Time”, в котором на предыдущем релизе мы слышали вокал Aki Kato, а здесь мы имеем слегка переработанную и дополненную инструментальную версию, в которой, конечно, больше общего, чем различий относительно того, что мы слышали на “Frozen Hope Part I”, но именно на фоне этого общего различия становятся наиболее очевидны и рельефны.

“Nostalgia” своей прозрачной атмосферностью немного напомнила мне Anathema и их переломный “Alternative 4”: такой же кристально чистый звук, выверенные инструментальные партии и всепоглощающее чувство дымной, пробирающей насквозь прострации, которая так цепко держит нас в своих когтях не переходе осени в зиму. На мой взгляд, это вторая вершина пластинки, на которой Артём очень близко подошёл к чему-то очень высокому и настоящему. Завершает диск совместный трек, записанный Артёмом с самобытным музыкантом по имени Вячеслав “Hadfes Oblivion” (Descenery), который можно расценивать как третий, финальный столп, удерживающий этот колосс. “Through Space Fields Of Eternity” вышла самой контрастной, даже немного противоречивой, но именно этим она хороша и знаменательна.

Сам Артём не очень любит “Frozen Hope Part II” и, возможно, у него есть на то свои веские причины и основания. Возможно, диск в целом выглядит чуть слабее, чем его предшественник, но такое ощущение может возникнуть исключительно в силу его неоднородности и тотальной экспериментальности. Альбом очень сильный – однозначно сильный. Здесь нет ничего лишнего и надуманного, только обнажённые нервы эмоций и переживаний – звуки и настроения из глубин одинокого и напряжённо взыскующего освобождения сердца. Для того, чтобы понять “Frozen Hope Part II”, уделите ему должное внимание, попробуйте расставить приоритеты и выделить смысловые акценты, на которые нужно и стоит ориентироваться. Чтобы понять и прочувствовать эту работу следует окунуться глубоко в недра и найти хотя бы несколько параллелей к “Frozen Hope Part I” (2014), к “Night After Rain” (2013) и к “Space Uncharted Worlds” (2015).