ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Rebirth "Night After Rain"

Rebirth, Night After Rain

08-12-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

REBIRTH – 2016 (2013)
Industrial post metal / doom metal
"NIGHT AFTER RAIN"
SELFRELEASED
Россия, Омск

Одно из самых глубоких и необычных направлений в тяжёлой музыке под названием doom metal со времён своего становления в середине 80-х и расцвета в 90-х, давно пришло к состоянию упадка и стагнации, причины чему, как я думаю, были не только чисто музыкальные, но и концептуальные. Внедрение достижений научно-технического прогресса и разрастание всемирной паутины Интернета привело к появлению фаст-фуд-поколения, не способного воспринимать глубокие чувства и музыку, которую необходимо слышать сердцем, душой, а не только ушами и мускулами. Абсолютная нетехнологичность и непредсказуемость, категорический отказ от жизни по алгоритму, характерные для дума, оттеснили его на задворки музыкального рынка и музыкальных предпочтений современных меломанов.

Тем не менее, до сих пор, как за рубежом, так и у нас в стране существуют группы, которые, несмотря на все возможные невзгоды, ополчившиеся против них, не изменили своей любимой музыке и по-прежнему следуют заветам отцов-основателей дум-движения: Paradise Lost, My Dying Bride, Anathema, Phlebotomized, Beyond Belief и многим другим. Одной из таких групп, а, точнее, one-man-проектом из сибирского города Омск и является Rebirth, который запустил в 2008 году талантливый мультиинструменталист Артём Первых. В этом, своём самом первом проекте он поставил для себя целью сплавить воедино индастриал, пост-метал и классический дэт-дум, чтобы в итоге воспроизвести с помощью этой музыки ощущение света и надежды (!).

Главной задачей Rebirth на момент записи и издания альбома “Night After Rain”, ремастированного сейчас в 2016 году, изначально было воссоздание с помощью нестандартного смешения стилей глубоких и искренних чувств тоски по новому, чистому и светлому миру. Мощный, но при этом кристально-прозрачный звук первой же композиции “A Look At The Future” действительно как будто погружает слушателя в атмосферу совершенно иного мира – мира, где царит гармония, любовь и взаимопонимание. Влияния индастриала минимальны и выражаются в ярких синтезаторных пассажах, а в целом эта инструментальная композиция звучит как атмосферный post doom наподобие….попытавшись подыскать аналог для того материала, который записан на “Night After Rain”, я понял, что аналогов этой музыки просто нет.

Можно разбирать композиции по винтикам и искать аллюзии к ним у западных предтеч и апологетов подобного материала, но сам подход к его сочинению у Rebirth совершенно иной. Я удивляюсь той смелости и гармоничности, с которой Артём нанизывает одну музыкальную линию на другую и смешивает пружинящие синтезаторы с напористым дисторшеном тяжёлых гитар и прозрачным эмбиентным фоном. Титульная композиция на порядок стремительнее и порывистее открывающего трека, но её длительность немногим более двух минут, а потому она скорее воспринимается как своеобразное интро к задумчивой и пронзительной “River Of Sorrow”, в которой эпизодические влияния дум-металла выходят на первый план и поистине правят бал.

Неспешные, вкрадчивые клавишные, словно гранитной плитой придавливает вдруг плотным скрежетом тяжёлых гитар, но они продолжают звучать из-под них, словно новые цветы, пробивающиеся через могильные плиты отчаяния, безысходности, бессилия и тоски. Традиционный эмбиентный фон звучит в этом треке уже не как приглашение в мир светлой сказки, а скорее как задумчивый реквием по угасшей, но не забытой любви – как величественная месса при свечах (вспомним, что группа, которая официально признана зачинателем дум-металла называлась именно так – “Месса При Свечах”, Candlemass), в которую то и дело вплетаются мелодии и риффы, напоминающие классический Paradise Lost.

И “River Of Sorrow”, длящаяся чуть более десяти минут, по большому счёту является первой по-настоящему эпичной и монументальной композицией на “Night After Rain”. В то же время, следующая за ней “Evening” при всей своей лаконичности ничуть не уступает ей, хотя всё же трудно отрицать, что этому треку далеко до поистине гениального “Dark Hour”, где виртуозные, поистине одухотворённые и неотмирные пассажи синтезатора буквально танцуют и искрятся, словно языки пламени поверх свинцовых, словно капли кислотного дождя, неспешных клавишных, традиционно тяжёлых думовых гитар и сверхтехничных, как будто беснующихся ударных. “Dark Hour” – вторая бесспорная вершина и жемчужина на “Night After Rain” после “River Of Sorrow”.

Глубоководно-пронзительная, словно орган из покинутого костёла, “Image Of My Self” на фоне плавных синтезаторных мазков и на удивление скоростных, как будто взятых из другого мира, из другой музыки ударных звучит как бешено бьющееся сердце посреди всеобщей тишины и вынужденного молчания. Как будто говорящие – способные говорить и рассказывать – гитарные зарисовки на некоторое время оттеняются гитарным дисторшеном, а затем вновь возвращаются к своему повествованию, звучание которого поистине завораживает. Альбом уверенно движется по нарастающей, всё глубже и выше расширяя границы того, что обычно принято называть думом. Несколько пространное начало с лихвой компенсируется гениальными треками в середине и в конце.

Совершенно нереальный и необычный инструментальный кавер на суперхит Deathstars “Virtue To Vice” я просто с трудом узнал! И не только потому, что теперь в этой песне вместо вокала оказались партии клавишных, а главным образом по той простой причине, что в мире Rebirth перерождается абсолютно всё, и “Virtue To Vice” получил совершенно удивительное, непредсказуемое звучание вкупе с высокотехничным исполнением всех без исключения инструментальных партий. Когда в незапамятные времена я учился в музыкальной школе и играл там переложения рок-вещей для акустической гитары авторства какого-нибудь Каркасси, то бывал немало удивлён, когда эти переложения звучали совершенно не похоже на исходные партии, но в то же время ровно настолько же грамотнее, профессиональнее и красивее. Вот так и у Rebirth с кавером на Deathstars. Это невероятно, но это так!

Завершает пластинку самая тяжёлая и мрачная, самая атмосферная и глубокая из всего, что мы слышали на “Night After Rain” – великолепная “Alone It’s My Life”. Это воистину апофеоз и высшая точка этого странного, необычного и почти нечеловеческого альбома. Отсутствие вокала и близкая к неземному совершенству техника делает все без исключения композиции с него похожими на некое божественное откровение. “И звуков Небес заменить не могли ей скучные песни земные” – так и хочется вспомнить и процитировать классика. В “Alone It’s My Life” немало прозрачных эмбиентных рисунков, пожалуй, их даже больше, чем в любой другой вещи на этой пластинке, и композиция в целом воспринимается как самая разнообразная, выверенная, одухотворённая и в то же время самая печальная – словно написанная “кровью сердца”….

Именно такого подхода к творчеству придерживается гений андеграунда, мастер-одиночка из Омска по имени Артём Первых. Его творения не похожи ни на одну из известных музыкальной истории групп, но весьма напоминают поистине гениальные и бессмертные произведения Баха, Бетховена, Верди, Рахманинова и Мусоргского. Мне кажется ужасно несправедливым и страшным то, что любой настоящий гений почти никогда не находит признания при жизни и вынужден нести свою музыку как флаг, как бастион – знать о том, что в этих звуках действительно живут гармонии иных миров, но мириться с неумолимой безвестностью, порождённой безжалостной машиной шоу-бизнеса и стихии денежных знаков. Но услышать музыку Rebirth на самом деле должен каждый – я в этом убеждён. Услышать Rebirth и умереть? Почему бы и нет. В жизни каждого должно быть хотя бы одно подобное путешествие в мир света и радости, в которое приглашает нас Rebirth на своём, уже ставшим классическим, “Night After Rain”.