ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Rebirth "Reflections"

Rebirth "Reflections"

25-02-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
REBIRTH
Релиз
“REFLECTIONS”
Год
2019
Стиль
Atmospheric progressive doom metal / industrial post metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Омск

Один из самых ожидаемых андеграундных релизов 2019 года наконец увидел свет. Работа над этим апофеозом глубокого внутреннего перерождения и мистического преодоления тьмы длилась около двух с половиной лет, дата релиза то и дело откладывалась, но в итоге музыкант собрал все свои силы и волю в кулак, довёл концентрацию до предела и это свершилось – “Reflections” увидел свет. Альбом уникален не только по глубине чувств и переживаний вложенных в него, не только по своей экзистенциальной пронзительности, но и по качеству и направленности музыкального материала.

Не так часто в жанрах, граничащих с дум-дэтом, в принципе возможно найти что-то светлое и жизнеутверждающее. Как правило, музыканты таких тёмных и печальных жанров предпочитают восхвалять безысходность и отчаяние, вечную беспросветность и трагичность бытия, в то время как мастермайнд Rebirth Артём Первых принципиально стоит на иных позициях и окрашивает свои композиции в цвета светлой меланхолии и лёгкой печали по вечному и непреходящему, в то время как основной лейтмотив “Reflections” – это надежда на свет, радость, перерождение. достижение мечты и бессмертие.

Музыкант внимательно и скрупулёзно работал со звуком альбома, экспериментировал с элементами индастриала, пост-металла и нью-эайджа, вновь и вновь прорабатывая грань, отделяющую тяжеловесные думовые риффы от электронной атмосферности world music и от энергичных качающих атак индустриального металла, а в итоге пришёл к созданию очень интересного сплава, где думовая драматичность и эмбиентная абстрактная свобода идут рука о руку в направлении к единой цели.

Открывающая пластинку “Autumn Follage” стартует с гипнотических синтезаторов, которые постепенно разрастаются в сложный, многослойно-полифонический атмосферный дум с повсеместным влиянием серьёзной неоклассики. Величественно-высокие своды синтезаторов, неспешное повествование гитарных переборов, рельефная ритм-секция и наконец резкий, контрастно очерченный пост-роковый дисторшн – всё здесь буквально дышит прозрачной осенней ностальгией, выпукло прорисовывая грани эмоций, чувств и переживаний.

Очень необычное сочетание типичных синтироковых синтезаторов и тяжёлых, монолитных думовых гитар слышим мы в “The Vast”, которая своим саундом и ритмическими ходами буквально взрывает все устоявшиеся представления о возможном, доступном и реальном в дум-металле . Так воздушно и объёмно и в то же время так возвышенно и одухотворённо обречённый метал не звучал ещё никогда: почти танцевальные, ритмично-подпрыгивающие риффы. Характерные для готик-рока Lucifire, психоделические синтезаторы и угрюмая печаль классических Paradise Lost сливаются у Rebirth в единое целое, и это настоящий взрыв восторга.

Всё та же пружинящая синтетическая подкладка служит основой и в следующем треке под названием “Breathing”, а космические, отвлечённо-абстрактные синтезаторные рисунки и жёсткий шред увлечённо кромсающих друг друга гитар лишь углубляют и доводят до крайней точки всё многообразие противоречивых, запутанных, разрозненно-разноликих стремлений и внутренних терзаний. Трудно представить себе лучший саундтрек для выражения душевной потерянности и смятения, чем неровное, прерывисто-нервное дыхание “Breathing”.

Одной из вершин и кульминационных пик альбома является четвёртая вещь, которая называется “Pulsar”, – изумительно разнообразная и свободная, космически безбрежная и кристально чистая, правдивая и аутентичная в своём выражении безбрежного человеческого одиночества, композиция, которую воспринимаешь как нерукотворный памятник тотальной покинутости, бесприютности и отверженности. Спешат наперегонки клавишные, ударные и гитары, а нежные, прозрачные колокольчики выстукивают поверх всего и помимо всего свой ненавязчивый, едва различимый звёздный пульс.

Поразительно наблюдать за тем, как легко, естественно и органично музыкант обращается со звуками и мелодиями, не тянет один бесконечный рифф и не давит на однообразный зацикленный мотив, а неустанно развивает такие разные, порой как будто вовсе несочетаемые, но каждый раз в высшей степени выверенные и классически совершенные мелодические линии. Гармоничность и художественность непременно сопутствуют трекам Rebirth будь то грузная, депрессивно-угрожающая “The Vast” или призрачно-невесомая “Pulksar”, и это поистине признак мастерства, и данная особенность особенно ярко проявляется именно на “Reflections”.

Дискотечно-искрящаяся “Reflections” максимально близко подходит к индустриальным владениям и к готикметаллическим вариациям a la Crematory, но Rebirth не был бы собой, если бы не внёс сюда что-то радикальное,  необычное и экспериментальное. Поиски в сфере саунда и необычные наложения совершенно разнозаряжённых звуковых пластов в “Reflections” создают ощущение совмещения льда и пламени, крайней степени отчаяния и такой же крайней степени доверия и веры в силу и торжество самых смелых и высоких надежд.

Стремительная “Reminiscence” переплетает гитарные коллизии на фоне которых вновь возвышаются величественные синтезаторные громады, необыкновенная “My Yearning” почти ритуальна и нарочито технотронна в первой части, а во второй восхитительно глубоководна, красива и печальна, в то время как финальная “In Despair” со своими прерывистыми гитарными переливами и шумным дисторшновым фоном почти какофонична, монохромна и крайне сложно идентифицируема в эмоционально-настроенческом плане.

На мой взгляд самыми интересными и целостными на диске являются думовый эпик “The Vast”, атмосферная медитация “Pulsar” и прозрачное озеро меланхолии “My Yearning” – самые выверенные, прочувствованные и монолитные на альбоме. Именно в этих композициях накал противоречивых, противоположно заряжённых настроений достигает своего апогея, а оглушительный звон фоновой тишины так похож на безмолвный пронзительный крик. Если взять, скажем, “Pulsar” на отметке хронометража 3:10 и далее и внимательно вслушаться, можно услышать в сжатом и концентрированном виде всю самую суть и глубину “Reflections”.

Древние мистики говорили, что можно одновременно чувствовать и радость, и печаль, такое особенное и ни на что не похожее радостопечалие, а “Reflections” воплощает в себе странный, причудливый симбиоз отчаяния, тоски, надежды, обречённой кромешности и парадоксальной, всепобеждающей веры в свет и спасение. Восхищает та смелость и настойчивость, с которой Артём продолжает экспериментировать с жанрами, со звуком, с разным сочетанием привычных и непривычных элементов и к каким убедительным и оригинальным результатам он приходит.

Данный альбом поистине можно назвать глотком свежего воздуха на предельно каноничной и ортодоксальной дум-метал сцене, где уже очень давно не было никаких сколько-нибудь заметных и ощутимых нововведений. Впечатляет то, как автор обновил свой стиль (“Reflections” действительно совершенно не похож ни на один из прежних работ музыканта, хотя идеи и некоторые мелодии порой кажутся как будто выросшими из “Night After Rain” и “Frozen Hope”) и какого мастерства достиг в композиционном плане. Невероятно глубокая и сильная музыка.