ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом ArtFaina "Связь Времён"

03-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ARTFAINA
Релиз
"СВЯЗЬ ВРЕМЁН"
Год
2019
Стиль
Progressive metal / art metal / alternative
Лейбл
MEAT SOUND
Страна, город
Россия, Москва

Идти своим собственным путём и создавать что-то лежащее вне общепринятых рамок и канонов всегда сложнее, но именно на таком пути можно обрести настоящие креативные сокровища и испытать подлинный экстаз творчества. Московская поэтесса Фаина Мирова с самого начала своей музыкальной карьеры выбрала для себя стезю экспериментов и полной, ничем не детерминированной свободы, и вот перед нами результат её творческих изысканий – альбом “Связь Времён”, переполненный самыми разнообразными кроссжанровыми поисками, где театр, поэзия, метал и магия слились воедино в едином экстатическом ритуале.

У меня в первые секунды знакомства с альбомом и с проектом в целом было две ассоциации: Cadaveria (и в том числе её проект DyNAbyte) и культовый в определённых кругах проект Сумеречная Депрессия. С Кадаверией ArtFaina роднит мощное индивидуалистическое начало и напор концентрации (ну да, и фото на фоне заброшек уж очень напоминает промо-фотосеты для единственного альбома DyNAbyte), а сама идея чтения философских горько-медитативных стихов под музыку вроде как отсылает к горьким поэтическим альбомам Дениса Ядрова и его коллектива, с одной только оговоркой: ArtFaina звучит более разреженно, рассредоточено, авангардно и совсем не депрессивно, а саунд у них более андеграундный и самостоятельный.

Как ни странно своим главным вдохновителем сама Фаина считает Патти Смит, а я по этому поводу могу сказать только, что стали и железа в её строках намного больше, чем у крёстной матери панк-рока, хотя прозу и лирику Патти я всегда ценил очень высоко и принижать даже намёком ни в коем случае не собираюсь. Музыкальное же сопровождение на альбоме жёсткое, определённо металлическое, порой авангардное, а чаще – прогрессивно-артовое. Непредсказуемые гитары и утробно-гулкий ухающий бас великолепно дополняют друг друга, и инструментал, за который отвечает Константин Отставнов, в силу своей изобретательности не воспринимается просто как фон, а вполне способен быть интересен и привлекателен в той же степени что и голос со стихами.

В наши дни уже сложно кого-то удивить экспрессивной мелодекламацией и всяческими радикальностями в данном направлении, однако, стоит отметить, что подлинно металлических профильных декламаций категорически мало или даже не наблюдается вовсе. И вот ArtFaina очень кстати заполняет пустующий пробел и начинает творить в ультимативно металлическом жанре, при том делает это очень олдскульно и с повышенным пиететом по отношению к железным канонам, что, однако, совсем не означает, что “Связь Времён” проста, нарочита или примитивна. Напротив, стихи Фаины по-настоящему оригинальны, написаны стильно и надрывно, а за громкими, угловато-гротескными образами угадывается немалая глубина и целые миры.

Не обошлось без характерной мистики в духе По и Лавкрафта (“Кот”), однако в общем и целом пластинка обладает более мрачной и жёсткой атмосферой, а на закованных в седые сумерки пустырях, которые рисует перед мысленным взором слушателя голос Фаины, виднеются не вороны на деревьях, не заброшенные часовни и не прочий бёртоновский готический антураж, а причудливые, изогнуто-покорёженные, в немом отрицании протянувшиеся в небо железные кресты. “Where The Iron Crosses Grow” – это то самое “где”, куда приглашает нас на своём дебютном лонгплее Фаина, и метал-ортодоксы наверняка почувствуют себя очень комфортно и расслабленно в окружении близкой и родной эстетики и угрюмых дисторшновых риффов.

Альбом у группы вышел глубокий, изящный и художественный – настолько художественный, насколько только способен быть настоящий метал-альбом. Отголоски почерка и маниакальной увлечённости своими делом, свойственные для The Great Kat, Натальи Медведевой и польской группы Kat очень интересно сочетаются у ArtFaina с откровенными и по-настоящему интеллектуальными прозрениями, в которых то и дело пробиваются следы серьёзных мистиков-визионеров (я сейчас не об отсылках к “калугинскому мальчику” в треке “Мальчик-душа”, а исключительно об образах и собственном смысле представленных на диске поэтических произведений) и бездонная свинцовая печаль ранних патриархов заДУМчивого дэта.

Средняя продолжительность представленных на диске произведений составляет две с половиной минуты, и пролетают девять декламаций, вошедших на альбом, как голодный нетопырь над разрушенным полночным храмом. Больше всего впечатлили меня и оставили самое сильное ощущение по прослушивании титульная вещь, отдающая крупновским “Аве Цезарь” “По ту сторону”, расслабленно-южно-вестерновая “Белое и синее” и апокалиптическая “Нет ничего”, а вот почти весенняя и почти не мрачная ”Поворот руля” скорее озадачила (ром, конечно, штука сильная (особенно в больших количествах), но чтобы додегустироваться до такого, знаете ли… Хотя даже тот трек, конечно же, далеко  не так прост и однозначен, как это может показаться).

Музыкальный аккомпанемент ArtFaina неплох, оригинален, разнообразен и хотя ему далеко до безупречности, этого в данном случае и не требуется. Ну а лично меня данный релиз покорил своей живой искренностью, творческой самобытностью и поэтической глубиной. Стихи Фаины интересны и заслуживают внимания уже сами по себе, а в таком художественном авторском исполнении и в таком музыкальном обрамлении хороши вдвойне. Сырость и непричёсанность её строк и исполнения вкупе со ржавой угловатостью аккомпанемента великолепно переносят сознание туда, где только-только появились ещё юные и полные задора Merlin, Dismember, Celtic Frost и тому подобные хтонические метал-ортодоксы.

Если это проба пера, то всё вышло замечательно. Если оценивать “Связь Времён” со всей строгостью современных звуковых лекал и придираться к дикции и подаче, можно найти не так уж и мало огрех, но искать на этом диске нужно не их и вовсе не безупречную солидную выверенность, а вместо этого гораздо более разумно было бы сконцентрироваться на общей атмосфере, словах и прячущихся за ними образах. Приятно внимать ровному, немного дерзкому и провоцирующему, не чурающемуся философских дефиниций, категорических выводов и прозрачных метафор слогу Фаины. Альбом отличный, но я всё-таки склонен расценивать его как пробу пера – лучше и сильнее сделать можно, и лучше наверняка будет у ArtFaina уже очень скоро. А вот оригинальности и хорошего вкуса у Фаины не отнять – это есть и несомненно.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 7 за 2019 год