ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом DEgITx "Digital Hell"

09-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
DEGITX
Релиз
“DIGITAL HELL”
Год
2019
Стиль
Power Metal / instrumental / electro-industrial / melodic death metal / sid metal / folk metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Белоруссия, Минск

Стоит бросить даже беглый взгляд на обилие стилистических тэгов и жанровых отсылок, сопровождающих этот белорусский one-man-проект, как вам наверняка захочется выпустить в воздух что-нибудь вроде “да, блин, это же ад какой-то”: пауэр-метал, фолк-метал, мелодик-дэт, электро-индастриал и так далее и тому подобное + какой-то непонятный sid metal. Как можно совместить всё это в одном коллективе и тем более на одном, отдельно взятом альбоме? На все эти вопросы исчерпывающе ответит новый альбом DEgITx.

Мастермайнд проекта не только не скрывает, что действительно натворил ад знает что на своём новом альбоме, но и вдобавок сделал этот хэлл многоступенчатым и развёрнутым – здесь не в пример дантевскому Inferno целых 17 кругов, каждому из которых соответствует особая композиция, а динамичная обложка и говорящие названия треков однозначно дают понять, что будет жёстко, горячо и энергично, но в то же время таинственно, возвышенно и как будто построено с ориентацией на какие-то космические, неземные законы, где нет гравитации и прозы.

Проще всего описать музыку DEgITx получится, если на мгновение попытаться себе представить повседневную реальность маниакально-полугениального геймера, который настолько сжился со своими любимыми играми и тяжёлой музыкой разных направлений, что сам практически превратился в звук и драйв. И про маниакальность с гениальностью я заметил не случайно: произведения с “Digital Hell” на самом деле просто адски энергичы, виртуозно-филигранны, перманентно стремительны и маниакально изощрённы.

Идеи буквально фонтанируют в сознании у композитора, отвечающего за музыкально-звуковое наполнение альбомов, выпущенных под вывеской DEgITx, и даже когда треки выполнены на достаточно сдержанных и умеренных скоростях, их кпд-энергетика всё равно буквально зашкаливает, а музыкальные ходы сменяют друг друга и переходят один в другой с такой феерической, поистине холерической, скоростью, что уследить за ними не всегда просто (проще просто расслабиться и отпустить свой разум скитаться по волнам этих сумасшедших цифровых ураганов).

Автор симпатизирует тяжёлому металлическому звуку примерно с той же силой (50/50), что и электронно-индустриальным фишкам, а потому его материал всегда выходит синтетически-пружинящим, а за жёсткими, на самом деле почти мдм-риффами неизменно угадывается чётко обозреваемая электронная подкладка. То и дело в звуковой концепции DEgITx слышится нечто напоминающее восьмибитные casio-звуки, как это случается, к примеру, в “Pixel Rain”, что лишь в очередной раз подтверждает компьютерные и геймерские симпатии автора-исполнителя.

А вот вокала в списке средств художественной выразительности, используемых композитором, практически нет. Почти все треки, подписанные затейливой комбинацией букв, вынесенных в первую строку шапки данной рецензии, исключительно инструментальные, что совсем не делает их беднее или бледнее. И всё-таки вокальные дорожки иногда появляются у DEgITx. В случае с “Digital Hell” голос в звуковой палитре пластинке появляется на пятом круге-треке, который называется “Forest House”, и вот тут-то вы наверняка поймёте, откуда в тэгах появился фолк.

Достаточно современный и достаточно электронный чистый голос вокалистки (мне настойчиво мерещится Планка в списке ассоциаций) на самом деле звучит очень по-фолковому, по-народному, а русскоязычный текст, построенный как некое сказание в духе классических повествований Мельницы или Полыньи, только дополняет данное впечатление. Звучит такой компьютерный электронно-металлический фолк оригинально, а его подчёркнутая пиксельно-сэмпловая нереальность ещё более добавляет музыке особого иррационального очарования.

Инструментальные отсылки к фолку вернутся в треке “Lands Are Waiting”, солирующие партии в котором напомнили мне Лорину МаКкенитт и Meldis с их “арфографией”, а вокальных композиций в цифровом аду будет в общей сложности пять. Не все они фолковы, некоторые из них англоязычны, но во всех них будет присутствовать всё тот же напомнивший мне Планку эмоциональный женский голос, а манера пения вокалистки оставляет очень интересное впечатление как от химического соединения пауэр-манеры и вокализов техно-групп вроде Sylver.

И да, как вы уже поняли, “Digital Hell” далеко не дебют и не проба пера – в арсенале у DEgITx значится целый ряд разнокалиберных полноформатников, а автор этих строк начал своё знакомство с музыкой проекта в 2016 году, по случаю чего даже написал достаточно подробное ревью. Я не возьмусь судить, какие из альбомов проекта хуже, а какие лучше – они все по-своему хороши, оригинальны, интересны и способны привести в щенячий восторг даже человека, далёкого от видеоигр – скажу только что “Digital Hell” это на сегодняшний день самый разнообразный и профессиональный релиз исполнителя, на котором его талант сияет как алмаз.

Кстати, если вам вдруг стало интересно, что такое sid metal, то это ещё одна причина, по которой стоило бы обратиться к той моей рецензии на альбом DEgITx “Forest Spirits”, а я вспоминая о том диске, могу сейчас только ещё раз заметить, что автор и композитор проекта ни в чём себе за эти три года не изменил, и даже сотрудничество с музыкантом немецкой группы Ignite The Living скрывающимся под псевдонимом Matty M. прерывать не стал (Матти поучаствовал в создании трека “Enchanted” с “Digital Hell”)

Снобы из сонма настоящих ”живых” инструменталистов, имеющих дело с настоящими “живыми” инструментами могут долго занудствовать на тему того, что “так не играют” и “живой барабанщик никогда так играть не будет”, но спорить с подобными возражениями в данном случае на самом деле не имеет совершенно никакого смысла, ведь гравитации и прозы, как я уже заметил где-то выше, в мире DEgITx нет просто по определению, а есть только пиксели, микросхемы, цифры, коды и языки программирования. Это компьютерный мир, в котором всё по-другому.

Помните кино, где некий пожилой бородач, отзывавшийся на прозвище Хоттабыч, познакомился с teen-геймером, подсел на игры и в итоге попросил своего юного друга превратить его в код и “отправить в компьютер”? Вот и “Digital Hell” написан, записан и реализован исключительно для тех, кто живёт в мире виртуальной реальности в режиме 24/7 и выныривать в серую обыденность не планирует (э, чуть не написал, “для тех, кто заживо похоронил себя в тяжёлом металлическом роке”, хех, но нет – здесь случай другой, хотя общий пафос ситуации, конечно, во многом схож).

Мне понравилось это путешествие, понравились те чувства и эмоции, которые пробудил во мне “Digital Hell”, а в целом у меня осталось по прослушивании ощущение, что нынешний DEgITx это некое переходное звено между танцевальной нероковой электроникой в духе упоминавшихся уже выше Sylver и не брутальными метал-жанрами типа пауэра, мдм и фолк-металла с изрядными влияниями индастриала в духе Amortem. Танцевальность, мечтательность, фолковость и металлический драйв в одно и то же время и в одном и том же месте в исполнении проекта звучат интересно, а что важнее - креативно и самобытно, а потому – почему бы и да.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 7 за 2019 год