ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Бальза "Напротив дома"

03-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
БАЛЬЗА
Релиз
"НАПРОТИВ ДОМА"
Год
2019
Стиль
Rock / garage rock / psychedelic rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Белоруссия, Мозырь

Хорошо когда у тебя напротив дома тихая круглосуточная кафешка, куда можно заглянуть, если не спится, неплохо, когда там живописный клён или пара раскидистых лип, но всё куда не так великолепно, если в непосредственной близости от твоего дверного проёма размещается какой-нибудь мега-трк, где все жгут и оттягиваются ночи напролёт, не давая тебе спать и отдыхать, как это представлено на обложке актуального лонгплея группы Бальза.

Музыканты остались верны себе, и спустя три года после своего дебютного лонгплея Бальза всё так же продолжают исследовать средства массового исчисления, влияния, воздействия и удивления и на этот раз снова готовы удивить слушателей всё той же винтажной солянкой из классического рок-н-ролла, психоделики и гаражной непосредственности, в русле которых авторы очень прилежно, хотя и на удивление неочевидными путями следовали уже во времена своего дебютника.

И ещё немного истории: уже три года назад Бальза прекрасно понимали, что не гаражным саундом единым жив человек, и в их песнях основной упор делался на кокетливый женский голосок, вызывающий в памяти что-то очень древнее, очень легкомысленное и очень свинговое: и “Конец Света”, и “Привыкшие к боли”, и особенно “Правда”, и многие другие треки с их первого лонгплея звучали почти как рок-н-ролльные гимны, а древняя рок-н-ролльная архаика прекрасно сочеталась в их песнях с современным драйвом и искристой энергетикой.

Собственно, участники группы Бальза уже тогда воспринимались в качестве потерявшихся во времени и пространстве рок-н-ролльщиков, но их отвязный электрический буги-вуги, в который непонятно как и зачем затесались философские прокламации, игривая инопланетная романтика и депрессивный привкус околометаллического авангарда, заводил буквально с пол-оборота и не отпускал очень долго, а в точности та же самая музыка, на которую делают ставку нынешние Wicked Rumble, звучала у Бальзы намного аутентичнее, естественнее и содержала минимум стилизаций.

Актуальный диск Бальзы начинается с поэтической декламации, зачитываемой мужским голосом, которая происходит в данном случае под фоновую космическую музыку и немного нараспев, но вот пролетели эти поэтические полторы минуты, и перед нами снова знакомый по дебютной пластинке женский голос, нежные, вкрадчивые интонации, а затем маниакально-депрессивный взрыв в традициях No Doubt и их классической “Don’t Speak” – всё как раньше и в точности так же ядерно, хитово, немного старомодно и очень по-рок-н-ролльному.

Да, без изменений, конечно, не обошлось, но это всё те же самые Бальза с их особым чувством юмора, грязноватым, почти хардроковым дисторшном и характерным дуэтом в духе красавицы и чудовища, но с точки зрения гранж-непосредственности. Кстати, сменяющая описанную выше “Не рассуждай” вещь под названием “Вольер” всё так же отдаёт специфической биполярностью в духе лёд и пламень: она стартует с тихих напевов в духе пай-girl, но очень скоро тотально ускоряется и с размаху окунается в омут бешеного психо-драйва.

Более ровная на первый взгляд, но всё такая же психованная с точки зрения текста и настроения “Виною вина” даже в музыкальном плане полна закольцованных болезненных гитарных пассажей, и окончательно убедила меня в закономерности параллелей между атмосферой рецензируемого диска и фильма “Есть мечты, будут и путешествия” с его светлой и даже романтичной внешней канвой и полной психических изломов и разъедающей душу дисфории изнанки.

В треке “Радио” лидирует разухабистое мужское пение в традициях Дмитрия Ревякина, а в целом эта вещь как будто продолжает и своеобразно дополняет завершавшую предыдущий диск “На остановке”; следующая за ней “Наломали” экспериментирует с южным роком и чуть ли не со стоунером, а готовая нагрянуть к нам далее по списку “Белая Грязь” звучит как нервный полночный блюз странствующего менестреля, которому очень уж по душе моррисоновская “Whiskey Bar”.

Непринуждённые распевки мужским голосом на фоне прифанкованного инструментала слышатся в “Дороге к лету”, а где-то в середине данного трека нас ждёт долгий психоделический проигрыш в духе классических психо-трипов Grateful Dead, ещё один полуавангардный блюз “Фабрики игрушек”, жаркий рок с интонациями Чи-Ли в голове под названием “Машинист”, очередная декламация под угрожающий эмбиент “Девочка” и вот диск финиширует махровым психоделом титульного трека.

Вы уже догадались, почему я так много времени уделил воспоминаниям о дебютном полноформатнике Бальзы? С точки зрения простоты и хитовости он был очень и очень неплох, и знакомство с данным коллективом на самом деле стоило бы начинать именно с него, воспринимая тот диск как некое интро, введение в мир образов и культурно-исторических отсылок группы Бальза, а вот рецензируемый компакт куда сложнее, глубже, сильнее, но и авангарднее. Вероятно не всем и далеко не каждому удастся сходу распробовать его как следует.

Не случайно где-то выше по тексту этой рецензии мне вспоминались Wicked Rumble – у группы Бальза образца лета 2019 года на самом деле присутствует немало диссонансов и парадоксов в духе этих отчаянных металлистов, а порой они способны звучать даже как Atrox, Madder Mortem и Left Hand Solution, что лично мне как большому поклоннику всех перечисленных здесь команд весьма импонирует, но вряд ли поможет коллективу добраться до вершин хит-парадов и взорвать чарты.

Да, на пластинке всё-таки присутствует несколько очень сильных и хитовых вещей (тот же “Машинист” хотя бы), но в целом современная работа группы Бальза это почти сюрреализм и уж точно психотропно-музыкальный эксперимент чистой воды. Если вы сомневаетесь в крепости собственной психики, то не советую вам пробовать кататься на аттракционах в этом психоделическом диспансере, ну а ежели у вас есть стойкое убеждение, что вас уже ничем не сломить и не испугать, в таком случае you’re welcome, безумный свинговый цирк ждёт вас!