ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы BARADJ "Hunnar"

29-08-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
BARADJ
Релиз
"HUNNAR"
Год
2019
Стиль
Post folk metal / death doom metal / dark metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Казань

У поклонников и почитателей ранних Amorphis есть теперь огромный повод для радости и восторга, и он сейчас перед вами – казанский коллектив BARADJ со своим новым полноформатником, который называется “Hunnar“ буквально взмыл к высотам умного, стильного, сочного и что важно, по-настоящему тяжёлого и экстремального этно-фолк-металла с заметной прививкой замечательных олдскульных тенденций, правивших бал в начале 90-х, и сделал это совершенно без примитива или нарочитой ретроспективности. Свою музыку сами BARADJ относят к пост-фолк-металлу, однако всё здесь куда сложнее и неоднозначнее.

Дивный аромат первозданной металлической сырости, сложные инструментальные каскады, причудливые этнические виньетки, отличный гроул и влияния пост-рока с пост-металлом делают “Hunnar” одновременно похожим и на “The Karelian Isthmus” с “Tales From The Thousand Lakes”, и на “Tuonela”, и к этому восхитительному коктейлю то и дело примешиваются элементы, напоминающие Orphaned Land, Tenhi, Tool, Opeth, Menhir, Atra Hora и поздних Silent Kingdom. И я не случайно вспомнил сейчас сербов и их “Where Secrets Meet” – у нынешних BARADJ на самом деле очень много от серьёзного вдумчивого арт-рока и от такого же серьёзного пост-рока.

Уже в открывающей диск титульной вещи без труда можно рассмотреть все перечисленные выше элементы, а сменяющая её “Dunay” с головой окунается в прогрессивно-этнические дали, даже особо не стараясь придерживаться чёткой рок-металлической основы и куплетно-припевной структуры. Свобода, эксперименты, чистое буйство народных традиций и природных стихий – всё это сплетается в музыке BARADJ в органичном и прекрасном единстве, а карающие грозовые риффы и грозный гроул делают материал коллектива по-настоящему металлическим, качающим и сокрушительным, не чураются метал-традиционности, но избегают штампов и общих мест.

Очень трогательно и изящно звучит небольшой инструментальный этюд “Khiyal (Tulu)”, а контрастно противолежащая ей “Attila” элегантно играет с карельскими и булгарскими этно-традициями, вплетая архаичные мелодии в ревущий прог-дум-дэтовый напор. Собственно, именно тем же самым занимались и ранние Amorphis, но в те времена у авторов “The Karelian Isthmus” ещё не было соответствующих музыкальных навыков, которые позволили бы их дарованиям раскрыться в полной мере, а только-только зародившийся дэт-метал был ещё слишком консервативным и косным, чтобы позволить на своей основе такие инновации.

Но всё совсем иначе сейчас в 2019 году, и нынешние BARADJ с успехом пользуются своими привилегиями, сочетая хтоническую мощь смертельного металла 90-х с атмосферной печалью дума, даркметаллическими абстракциями и глубиной фолк и этно-мистики. Впечатляющие чистоголосые распевки эффектно оттеняют риффовый напор, мечтательные пост-метал-размышления выглядят как причудливые окаменелости из совсем другой эпохи на фоне жестокого рыка, а меланхоличные инструментальные сюиты медитативно чередуются с традиционными этно-дэт-метал-треками, добавляя на диск глубины и аутентичности.

Невероятно хороша, равно как и сложна, нелинейна и непредсказуема “Altynchach”, удивляет своими почти речитативными вставками “Juketaw”, психоделична, резка и пронзительна “Tengri”, почти ритуальна и молитвенна, но в то же время очень драйвова “Bolgar Dalasy” - BARADJ не смотрят на коллег по сцене, высматривая, у кого бы содрать какую-нибудь эффектную фишку и в какой бы новый тренд вписаться – они сами создают свой собственный тренд, в русле которого движутся вот уже десять лет, и в то же время явно делают только то, что любят, и к чему тяготеет их душа.

У “Hunnar” практически нет недостатков, я бы даже сказал, что их нет вовсе, и даже особенности звука, повышенная ностальгическая ортодоксальность риффовых атак, нюансы сведения и особый способ подачи и записи гроул-партий это именно особенности, нюансы и характерные черты – не недостатки, ведь и они в том числе составляют уникальный стиль группы, и без них BARADJ не были бы собой, не были бы так сильны, прекрасны и узнаваемы. Для любителей тяжёлого фолка и этнических влияний в русле бескомпромиссного тяжмета актуальный диск это просто клад и находка. Я очарован новым творением казанских коммандос: их новый релиз – это настоящая этно-магия.