ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Daydream Flights "Whisper"

13-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
DAYDREAM FLIGHTS
Релиз
“WHISPER”
Год
2019
Стиль
Post black metal / blackgaze
Лейбл
CASUS BELLI MUSICA
Страна, город
Россия, Сыктывкар

Есть альбомы и группы, в которых есть какое-то особое очарование, некая изюминка, что-то странное, особенное и ни на что не похожее, что замечаешь сразу и что цепляет глубоко и основательно, как английская булавка, случайно забытая кем-то на стуле и вонзившаяся вам в зад. В случае с альбомом Daydream Flights “Шёпот”, что в переводе на английский звучит как “Whisper”, таких булавок не одна и не две, а как минимум дюжина. Судите сами: визионерское название группы (уже само сочетание слов, вызывающее в сознании смутные ассоциации, связанные с полётами в ходе задрёмывания на работе, когда ловишь кайф от высоты и упоения собственной безграничной свободой, одновременно рискуя свалиться со стула, не рассчитав в отключке равновесия, и быть застигнутым главредом за совсем не тем, чем он поручил заниматься, в очередной раз сурово напомнив о дедлайнах), прекрасная обложка, цвета на этой самой обложке, названия треков… это уже четыре или шесть я насчитал?

А ещё есть своеобразный клип на трек “The Way”, который оставил у меня очень двойственные и амбивалентные впечатления, и я до сих пор не могу решить, понравился ли он мне или нет. Идея интересна, даже почти не подкачала (ну а что, смотрятся и пересматриваются же до сих пор классические клипы Anathema вроде “The Silent Enigma”, где “анафемовцы” предстают в растянутых майках и в прочей расхристанной непосредственности), но общее ощущение амбивалентности и какой-то нарочитой противоречивости здесь не просто доведено до крайности и предела, а дожато до финальных граней и последних пределов как-то очень специфично и на любителя. Если вам ничего не говорит жанровое определение блэкгейз, где даже пьяный туманный ёжик без труда сходу рассмотрит блэк и шугейз, то вероятно, именно это определение стоит воспринимать как ключ к пониманию угрожающе-жужжащей атмосферы авторства Daydream Flights.

И клип на самом деле довольно неплохой, но намёки на авангард (балерина, какой-то бомж в тельняшке с олдскульным телефоном наперевес, художница и т.д.), присутствующие на концертных фото коллектива, позволяли ждать от их видео большего, в точности так же как о большем намекает, а порой буквально кричит и стонет музыка сыктывкарского квинтета. И в этом месте моего повествования все знатоки и любители качественной и атмосферной тяжёлой музыки наверняка встрепенулись, вспомнили качественные и солидные команды данной постблэковой клумбы, произрастающие в тех же краях, и разочарованы они точно не будут, хотя наши сегодняшние герои из Daydream Flights совсем не так романтичны и мелодичны, как можно было бы ожидать, а скорее угрюмы, хаотичны и авангардны и вполне себе вписываются в заявленную пресс-релизом совместимость с Shining и Silencer.

И альбом оставляет более целостное и аутентичное впечатление, чем видео. Тягучие риффы, апатичные околоанафемовские гитарные переборы, словно скрежешущий ножом по стеклу вокал – всё в совокупности сливается в единую картину тоски и декаданса с обязательным суицидальным флёром. От классического dsbm здесь всё ещё достаточно много, но инструментальная составляющая “Шёпота” более разрежена и разнообразна, а по настроению напоминает скорее флегматичный и атмосферный дум a la ранняя Katatonia. Не обошлось без отсылок к шугейзу, и “Declivity” с “Indifference” звучат на самом деле очень воздушно и готично, действительно во многом напоминая столпов жанра, в то время как низкочастотный скрим в этих треках иногда кажется как будто искусственно прикрученным к нежной меланхолии пост-рока, а инспирация у всего у этого очень удивительная и даже неожиданная – старые советские фильмы, в которых, как вы понимаете, можно нарыть ещё и не такой психодел, а порой вполне реально просто утонуть в смыслах, отсылках и атмосфере.

Daydream Flights интересны и в какой-то степени оригинальны, по крайней мере ожидать от них можно чего угодно и действительного многого (я нисколько не удивлюсь, если на своём втором диске они начнут осваивать тематическое пространство старых советских мультфильмов и представят что-нибудь на тему “Ёжика в тумане” или мумми-троллей советского психоделического образца). На данном этапе не всё у них выходит гладко и безукоризненно, но сама идея заслуживает внимания и уважения. Я не совсем понял, как сочетается с депрессией советских фильмов великолепный арт альбома, но к музыке он подходит очень даже неплохо, а это, конечно же, главное, а результат – качественный и очень фирменный коктейль из пост-блэка, атмосферы, театра и шугейза. Интересно, как бы стал восприниматься наш замечательный классический и навеянный Стругацкими “Сталкер” с таким саундтреком? Есть смысл прямо сейчас пересмотреть кино, а потом ещё раз внимательно и с должным пиететом послушать “Whisper”.