ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Deva Obida "Rudiment"

21-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
DEVA OBIDA
Релиз
"RUDIMENT"
Год
2019
Стиль
Progressive folk metal
Лейбл
ПОЛИГОН RECORDS
Страна, город
Россия, Мурманск

Что означает слово “рудиментарный” в своём первом и исконном значении, я думаю, знают все (у каждого наверняка был такой друг детства, который с огромными от страха глазами рассказывал, как перед сном его пугала бабушка или дед-паралитик перспективой отрастания рудиментарного хвостика от долгого сидения на горшке), хотя данный термин чаще используется как обобщённый синоним чего-то недоразвитого, оставшегося в зачаточном состоянии и т.д. Трудно представить себе, какими мыслями и соображениями руководствовались музыканты легендарной мурманской капеллы Deva Obida, когда пришли к идее назвать свой очередной, уже третий по счёту полноформатник именно “Rudiment”, но тот факт, что такое самопровозглашение привлекает к себе внимание и заставляет мысль-интуицию судорожно метаться, пытаясь разгадать замысел авторов, отрицать сложно.

Deva Obida существуют вот уже более двадцати лет, и хотя их дискографию трудно назвать обширной или поражающей воображение своими размерами, они привыкли работать на совесть, и качество их материала точно так же привычно говорит само за себя. В данный момент состав коллектива органично дополнил замечательный вокалист Павел Черкасов, известный по не менее замечательному коллективу Arbor Inversa, а Александр Бурков помимо гитары, вокала и перкуссии отвечает ныне также за гусли и звуки балалайки. И кстати говоря, народность инструментала на этом не заканчивается, и благодаря содействию приглашённых музыкантов актуальный “рудиментарный” релиз заполучил в свою звуковую палитру волынку, флейту и глюкофон.

Уже по обложке компакта понятно если не всё касаемо актуальной стилистики коллектива, то почти всё: что могут играть в фолк-стилистике пятеро суровых воинственно-бородатых мужиков, которые позируют на фоне холодного северного моста или парапета, где только краем и факультативно пробивается скупое закатное солнышко, абсолютно не делающее никакой погоды? Вариантов тут на самом деле всего ничего: или это будет что-то в духе Falconer, Viikate и Tuatha De Danann, или нам предстоит отправиться в путешествие вроде тех, куда нас раньше брали с собой Asmegin, Waylander, Eluveitie и Amorphis. Кстати говоря, и первый, и второй расклад весьма как неплохи (подобных коллективов куда меньше, чем расплодившихся почём зря традиционных фолк-металлистов), но в данном случае нас ждёт всё-таки второй сценарий.

Играть суровую мужскую музыку безо всяких ванильных нежностей и в тоже время делать это с надлежащей долей мелодичности, атмосферности и эмоциональности совсем не так просто как может показаться, однако Deva Obida не зря терзают свои инструменты уже почти четверть века – с этой сверхзадачей они справились если не на “отлично”, то на твёрдое “очень, очень хорошо”. “Rudiment” не бросается в дэтовые и прочие экстремальные крайности, однако всё ещё достаточно тяжёл и резок, а этот особенный и ни с чем не сравнимый меланхоличный привкус прогрессивного дум-металла в духе поздних Amorphis и таких отечественных групп, как Great Sorrow, Scald и Grenouer сообщает релизу ещё больше печального очарования и терпкой осенней прелести.

Что касается вот уже дважды упомянутых мной параллелей к финским кудесникам из Amorphis, то аллюзии к их творчеству, проистекающие из материала современных Deva Obida, распознаются скорее в целом и общем, а касаются не чего-то конкретного, а скорее затрагивают сам подход музыкантов к созданию композиций и отчасти относятся к специфическим “карельским” мелодиям. В остальном же Deva Obida звучат более легко, прозрачно и “полётно”, чем наши северные соседи, и, кстати говоря, в плане соотношения с Waylander, Eluveitie и Asmegin тоже намного более напевны и раздольны. На “Rudiment” нет ничего резкого, гневного или тем более злобного, нет никакой негативности, а только очень зрелый, выверенный и взрослый арт-фолк-метал с лёгким привкусом светлой печали и взрослой, умудрённой годами адекватности.

Особого упоминания заслуживает вокальная работа Павла Черкасова, который сделал почти невозможное и заставил свой голос звучать на альбоме ну просто очень колоритно. В самом тембре уже столько оттенков и разных скрытых (и не очень скрытых) параллелей, что перед нами предстаёт просто целый водопад самых разных созвучий, в то время как параллельная вокальная поддержка Артёма Бахтурина и Александра Буркова приводит к тому, что в итоге на диске можно услышать и нечто от Чёрного Обелиска (“Relict”), и отзвуки характерного ревущего вокала Танели Ярва из Sentenced и The Black League (“Zmey”), и даже какие-то особые нотки, напоминающие Константина Кинчева (“Pereval”), не считая прекрасных чистоголосых распевок и вокальных чистоголосых наложений, которые напоминают разом весь цвет умного мирового прог-викинг-металла: Deva Obida явно тяготеют к высотам поздних Borknagar, и это великолепно.

С точки зрения композиции и исполнительского мастерства актуальный лонгплей занимает очень взвешенную срединную позицию, когда никто особо не щеголяет своими умениями и не старается прыгнуть выше головы, но в то же время высочайший уровень мастерства всех без исключения музыкантов и вокалиста чувствуешь почти на уровне подсознания, а вкрапления народных и этнических инструментов всегда категорически уместны и дозированы, и никогда их появление не сопровождается стикером “лишь бы было”. Каждый трек на данном диске заслуживает отдельного, очень подробного и обстоятельного разговора, но за неимением времени и места для этого я просто скажу, что они все хороши и прекрасны как спелые, яркие грозди калины, уже тронутой первыми морозами и, что называется, “вошедшей в пору”.

Если вы даже всего лишь включите “Rudiment” для беглого поверхностного ознакомления, то у вас вполне может появиться ощущение, что звучат просто неплохие меланхоличные песни, которые приятно слушать и переслушивать снова и снова, однако если всмотреться чуть внимательнее, то становится понятно, что достичь такой “облачной” естественности на самом деле очень даже непросто, а за ненавязчивыми риффами и почти архетипическими мелодиями рецензируемого лонгплея стоит колоссальный труд и масса вложений: духовных, эмоциональных, физических, интеллектуальных, материальных, наконец. Долгое время я жалел, что в России нет настолько же блистательной фолк-метал-группы, которая могла бы сравниться, к примеру, с белорусскими Hok-Key и Дрыгва, но сейчас этот зияющий провал с успехом заполнили собой Deva Obida.

Ещё десять лет назад Deva Obida удостоились звания самой техничной команды Мурманска, затем были признаны лучшими в категории “драйв”, а сейчас их прогрессивность расцвела пышным цветом. Зрелость, харизматичность, самобытность, уверенность в себе – всё это качества, которые отличают группу на её современном этапе, и у Deva Obida на самом деле есть всё, чтобы доставать до звёзд и с уверенностью представлять север нашей гордой и необъятной родины на мировой сцене. С приходом вокалиста Павла Черкасова коллектив обрёл очень сильный и независимый вид и действительно достиг очень значительной планки в своей и без того впечатляющей, хоть и слишком пересечённой рубцами перемен эволюции. Пожелаем успехов и удачи этой поистине знаковой команде, а в знак признательности ещё раз переслушаем “Rudiment”!