ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Faun "Marchen & Mythen"

30-11-2020 Дмитрий Фомин

Исполнитель
FAUN
Релиз
"MARCHEN & MYTHEN"
Год
2020
Стиль
Pagan folk/folk rock/medieval folk
Лейбл
WE LOVE MUSIC
Страна, город
Германия, Мюнхен

Человеческая потребность в удивительном стара как мир. Сказки, устные предания, мифы и легенды, как и все, что создано человеческим воображением, не только говорят о поистине мощном творческой потенциале нашего разума, но и порой способны пролить свет истины на события далекого прошлого и их предпосылки. Разумеется, если научиться читать между строк и проводить параллели. Но на этом роль старых сказок не заканчивается. Переслушивая, перечитывая и переосмысливая с сызмальства знакомые волшебные истории, взрослый человек не просто реализует мечты о возвращении к светлым годам беззаботного детства, но и по сути обретает убежище от повседневной рутины – двери в красочный, по-своему идеальный и прекрасный мир, где все движется по кругу.

Давно подмечено, что творчество выдающегося баварского ансамбля Faun, пожалуй, самое действенное и эстетичное средство перенестись из наскучившей безромантичной реальности в удивительный мир далекого прошлого, который на самом деле не имеет временных границ и больше всего напоминает дивные грезы юного душой мечтателя, боготворящего природу и всех ее прекрасных созданий.

За более чем двадцать лет деятельности Faun вопросы о культурологической ценности их музыкального материала стали в принципе неактуальны. Оливер Са Тир и его сотоварищи создают настоящие произведения искусства на основе европейских народных мелодий, отмеченных изумительным мастерством обращения с аутентичными этническими инструментами, добавляя изрядную долю оригинального материала. Причем, он не только не уступает по выразительности классическим основам, но и существенно обогащает ее, выводя такой жанр как неофолк на доселе невиданный уровень влияния.

Если и существует настоящая музыкальная магия, то ''фавны'' владеют ею в совершенстве. Подчеркнуть эту их способность призван их юбилейный, десятый студийный альбом ''Marchen & Mythen''. Как несложно догадаться, данное произведение посвящено европейским сказкам, народным песням и легендам, на которых взросло и, будем надеяться, еще будет взращено не одно поколение. В лучших сказительных традициях альбом начинается с сакраментального "Давным-давно"…

По мере ознакомления с произведением слушатель узнает, а кто-то может впервые откроет для себя Сказание об Алой Розе, услышит песнь о Моряке и его возлюбленной и сказку о Семи Воронах, о Ведьме, в который раз порадуется за судьбу Золушки и разделит все невзгоды Спящей Красавицы. Не остались забытыми и более мрачные темы, как, например, легенда о Белой Женщине, встречающаяся в фольклоре многих европейских народов, а также сказка братьев Гримм ''Йоринда и Йорингель''. И многое-многое другое.

В связи с этим альбом получился более продолжительным, чем любой другой из дискографии ''фавнов'', хоть это совершенно и незаметно, и достаточно разнообразным, но одновременно производящим ощущение очень целостной работы. Каждый может найти здесь историю по душе. Здесь задействованы как вполне оригинальные темы музыкантов, так и искусные интерпретации народных песен и даже произведение достаточно современного, хоть уже и почившего чешского композитора Карела Свободы, создававшего в свое время музыку для ТВ и кино.

В свойственной только им гармоничной и утонченной манере музыканты со знанием дела ткут магические покровы, оживленные волшебными пассажами этнических инструментов, слаженность и многообразие которых просто поражает. Бузуки, никельхарпа, лютня, арфа, акустическая гитара, харди-гарди, флейта, цистра, шалюмо, дульцимер, волынки, а также перкуссии и барабаны плюс умеренная доза эмбиента и синтовых подкладок – все это прямо-таки заставляет жить картину повествования. Вокальные партии как всегда представлены выдающимся трио, куда входит поэтичный тенор Са Тира, который звучит здесь куда как реже, и кристально-чистые немецкоязычные напевы Фионы Фреверт, для которой этот альбом стал последним вкладом в деятельность группы, и не так давно пополнившей состав Лауры Фелла, для которой, судя по всему, все только начинается.

От энергичных, мажорно-плясовых ярмарочных мотивов в средневековом стиле до торжественных рождественских вальсов, от вдумчивых тихих саг до меланхоличных балладных душеизлияний и мрачно-трогательных композиций с оттенками обрядового мистицизма ведет повествование ''Marchen & Mythen''. Чудная и пленительная мелодика Faun остается неизменной, как всегда красивая, будоражащая и в чем-то первобытная, сакральная. Она настолько совершенна, что ее можно принять за мелодии из иного измерения. Сопротивляться ей нет ни сил, ни желания. Стоит случайному путнику стать свидетелем ночного хоровода фей, эльфов и дриад, как они тут же увлекают его за собой, доводя до настоящего изнеможения, очищая его разум до такой степени, когда открывается сама суть природы.

Основное отличие этого альбома состоит в том, что основополагающим сегментом здесь выступает именно песенно-текстовая составляющая, в то время как инструментальный блок выполняет роль красочных декораций для повествований рассказчика. Невесомая и теплая дымка кинематографичной мечтательности ощутимо сглаживает все острые углы в угоду романтичности и уютности повествования. Она призвана одурманить и утихомирить порывы докопаться до истинных корней представленных нам сказаний. А, как мы помним, многие сказки и предания в оригинале своем достаточно жестоки и беспощадны, но за столетия пересказа из уст в уста дошли до нас в виде таких символических отголосков событий из далеких времен.

В связи с этим на ''Marchen & Mythen'' с трудом можно выделить яркие хитовые композиции, которыми был полон ''Midgard'', или оргиастические вещи, что преобладали на ''Luna''. Нынешний альбом, как сборник знакомых с детства и выученных наизусть, но не ставших менее любимых сказок, привлекает именно своей целостностью. Листая его страницы-песни, с головой окунаешься в так хорошо знакомый, но не вызывающий пресыщения мир, где не нужно ломать голову над двойственностью вещей и можно верить в силу добра, справедливости и волшебных чар.

Неоднократно во время прослушивания ''Marchen & Mythen'' автора этой рецензии не покидала мысль, что будь в Германии собственный Диснейлэнд-кинематограф с акцентом на фолк-составляющую, то самым подходящим саундтреком для фильмов, производящихся там, стал бы как раз-таки актуальный альбом "фавнов". Возможно, причина здесь кроется в том, что на своем новом творении они предстали не в привычном амплуа грациозных детей природы, балансирующих на тонкой грани привычной человеческой морали и языческого свободолюбия. Нет, просто в этот раз они на какой-то час подарили всем людям частичку чистого волшебства прямиком из детства, согрев душу живительной силой своей музыки.