ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Forndom "Fathir"

03-12-2021 Дмитрий Фомин

Исполнитель
FORNDOM
Релиз
"FATHIR"
Год
2020
Стиль
Dark Ambient Folk
Лейбл
NORDVIS PRODUKTION
Страна, город
Швеция

Четыре года прошло с момента выхода ''Daudra Dura'' – первого полноформатного альбома шведского проекта Forndom, который наряду с Vinterriket и Wardruna стоит назвать популяризатором и вдохновителем такого жанра как нордический ритуальный эмбиент-фолк. Творчество мультиинструменталиста Людвига Сварда можно назвать абсолютной музыкальной магией, оно атмосферно, притягательно и органично. Именно поэтому музыкант не спешит с новыми релизами, ведь излишняя суетливость в этом деле крайне нежелательна.

Второй студийный альбом Forndom получил название "Faþir" и увидел свет в апреле 2020 г. В переводе со старошведского ''faþir" означает "отец", что с одной стороны отсылает нас к родовому культу предков древних скандинавов, с другой же – является посвящением таинствам бога Одина, Всеотца. Основной фабулой его выступает тема поиска и преображения, обретение мудрости и возвращение к корням. Все это нашло отражение и в музыкальной составляющей: Forndom демонстрирует не только стойкую приверженность этническим формам обрядового толка, но и естественное саморазвитие.

На альбоме нет ничего лишнего, он предельно целостен, выдержан в одной структуре и, как и предыдущие релизы Людвига, завораживает северным природным мистицизмом. В то же время нельзя не отметить, что материал стал гораздо более мелодичным и даже изящным, звучание – более объемным. Все семь композиций представляют собой семь визионерских полотен, которые сливаются в единое целое. Звуковая палитра основывается на сочетании ритмичных барабанов, бубна и шуршащих перкуссий, окутанных почти невесомым туманом эмбиентных фонов и сэмплов, что в совокупности преобразуется в монотонные цикличные мелодии.

В это прозрачное полотно умело вплетены партии этнических инструментов – тагельхарпы, невелюра и пр. – чье звучание в этот раз максимально приблизилось к неоклассическим нотам. Полные протяжных щемящих пассажей и мини-"симфоний", грозных всплесков и тревожных интервалов, они придают "Faþir" неведомой ранее элегантности и драматизма. Также они искусно дополняют вокальные партии. Протяжные напевы Людвига с эпизодическим наслоением бэк-вокала Джейн Виссенберг (Darkher) околдовывают своим отрешенным интонированием, а в отдельных моментах достигают особо торжественных высот и вводят в транс цикличными рефренами.

В лучших традициях северной музыки "Faþir" минималистичен и строг, но более меланхоличен. Это именно та меланхолия, которую можно ощутить, поздней осенью блуждая в безмолвном лесу на склоне покрытых туманом гор, когда природа готовится ко сну, который так похож на смерть. Именно там, преодолев невероятно крутой подъем под незримым предводительством одноглазого бога и дыша полной грудью, можно очистить свой разум, впитать вековечную мудрость и познать главную истину.

Альбом полон монотонной гипнотичности, угрюмых полутонов и мимолетных образов древних времен, которые будоражат сознание и память. Этим произведением Людвиг дал понять, что музыкально Forndom обрел свой собственный отшельнический путь, избегая сравнений с прочими современными ''шаманами'' и ''скальдами'' севера. Мрачная, суровая, но при этом по-настоящему красивая визионерская картина, забирающая без остатка своей первобытной ритуальной эстетикой.