ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Fun Mode "В бездну"

16-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
FUN MODE
Релиз
“В БЕЗДНУ”
Год
2020
Стиль
Alternative rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Тверь

О том, что такое музыка, инспирированная компьютерными играми и в частности “ваха-метал”, я узнал ещё лет пять назад благодаря северной группе Hammer Of Faith (позднее – The Broken Soul) – ребята играли увлечённый и насыщенный эклектик-метал, посвящённый вселенной Warhammer и наполняли свои песни исключительно темами, так или иначе связанными с игрой. Именно тогда я отметил для себя, что игры могут быть заразительными и всепоглощающими настолько, что люди не только играют в них сутками и воспринимают реальность сквозь призму игровых событий, но и поют об этом песни. Ну а что, в самом деле: играешь в игру, слушаешь фоном песни про игру – почему бы не попробовать такой вариант глубокого и всестороннего погружения в тему?

Стартовавший в 2014 году коллектив Fun Mode к ваха-металлу отношения не имеет, а сосредоточен на другой популярной современной игровой вселенной – World Of Warcraft. За шесть лет своей совместной деятельности участники команды добились немалой популярности в среде бородатых геймеров и стали почти что культовой величиной в определённых кругах, что на первый взгляд может показаться странным и удивительным, но на самом деле имеет под собой вполне реальные и закономерные предпосылки, о которых мы сейчас и поговорим на примере новейшего полноформатного творения состава, который получил страшноватое и наводящее не на самые приятные размышление название “В Бездну”.

Геймеры - народ специфический и по большей части включает в себя лиц мужского пола, поэтому Fun Mode делают в первую очередь простую, честную и мужскую музыку, которая имеет довольно много общего с такими культовыми группами 90-х как Сектор Газа и Красная Плесень, однако это только вершина айсберга. Доступность, хитовость и понятность – это отлично, но что бы они все делали без знойных душещипательных мелодий? И как раз с этой самой целью умельцы из Fun Mode добавляют в свой музыкальный котёл немного суровой мужской нежности и строгой грубоватой романтики в духе Волшебников Изумрудного Города, Земли Королевы Mod или даже забугорной готик-метал-группы Mortus.

Но даже это ещё не всё. Fun Mode демонстрируют серьёзную осведомлённость в истории и специфике разноликого русского рока и запросто вплетают в свои композиции элементы серьёзных исторических композиций в духе Ольги Кормухиной и Ивана Царевича, разухабистый мелодик-панк в традициях B.T.R. и чуть ли не романсовую раздольность. Пожалуй, даже серьёзные ценители и знатоки-реконструкторы из элитарных исторических клубов оценят такие вещи с рецензируемого релиза, как “Исповедь тамлиера”, “Прощай, Старый Друг” и “В Бездну”, а подростки-задиры будут в восторге от вызывающих и эпатажных “Это ПВЕ” и “Это PvP”, которыми они наверняка пополнят плейлисты своих свистков-смартфонов.

Альбом начинается очень нежно и мелодично с размашистой “Королева Банши”, её сменяет ещё более чувственная и драматичная “В Бездну”, в которой слышатся даже отголоски Кукрыниксов, а затем вас ждёт небольшой нецензурный электрошок в виде трека “Это ПВЕ”, где простоватый, но невероятно хитовый панк-рок, обильно пересыпанный лихими “матными” словечками и такими же нецензурными разговорными вставками, запросто сочетается со слегка меланхоличными авторскими ноу-хау команды. Мягкая рефлексивная баллада “Радио” переходит в уже откровенно грустную и даже скорбную “Прощай, Старый Друг”, затем нас встречает серьёзная, романтичная и мелодичная “Исповедь Тамплиера”, по пятам за которой уже спешит ещё один панк-эпик “Это PvP”.

Ребята из Fun Mode прекрасно понимают, что повторение одной и той же шутки - это уже не круто, а вызвать шок одним и тем же приёмом на одном и том же альбоме вряд ли удастся, поэтому “Это PvP” отличается не только обильными нецензурными и сленговыми словечками, но и очевидным r’n’b-базисом с вокальными дорожками, почти скатывающимися в хип-хоп-читку. Но если вы думаете, что сюрпризы на этом закончились, вы глубоко ошибаетесь! Трек “10 тысяч лет” звучит в лучших традициях классического Короля и Шута, а завершающая пластинку “Кровавый Вой” обращается к традициям симфо-рока, к патетическим артовым аранжировкам и сэмплам которого музыканты добавляют дурашливые панковые вокальные линии с намёком на читку.

Единственное, что есть общего у достаточно разноликих и разнообразных композиций с альбома - это жизнелюбивый геймерский настрой (так и хочется сказать, “пивной”, за что стоит благодарить специфический тембр голоса вокалиста, отдалённо смахивающий своими интонациями на группу Distemper) и собственно тематика World Of Warcraft. Всё остальное предельно разнится, и если некоторые из песен вполне легки, приятны и не нуждаются в ограничивающих возраст слушателей стикерах (“Исповедь Тамплиера” или “Королеву Банши” можно даже включать на романтический вечер со своей второй половиной), то другие буквально перенасыщены нецензурной лексикой и с удовольствием шествуют по путям и тропинкам классических релизов Юрия Хоя и Павла Яцыно.

В наше время всё больше тяжёлых музыкантов успешно осваивают смежные развлекательные жанры и доказывают и себе самим, и всем скептикам, что умеренно тяжёлая музыка может быть приятной, уместной и желательной для самых разных людей и в самых разных ситуациях, и Fun Mode подобно Absenth, Tke Last Four и старшим западным коллегам из Pain, The Offspring и Greenday, активно эксплуатируют самые разные поджанры рока с тем, чтобы написать как можно больше по-настоящему ярких и интересных песен. Я не случайно упоминал в этой рецензии Distemper, Сектор Газа и Король и Шут – может быть, формально у Fun Mode и не так уж много общего с этими группами, но музыканты этой интересной команды относятся к своему творчеству точно так же, как и участники этих легендарных рок-бригад – со стёбом и с приколом, а не как к работе и к чему-то гипер-серьёзному.

“Вся жизнь - игра” – замечал ещё Шекспир, и сегодняшние Fun Mode не стали спорить с гением и классиком и записали весёлый, насыщенный и по-настоящему игровой альбом. Эти песни совершенно не обязательно воспринимать в привязке к World Of Warcraft – понравиться они могут самым разным людям с самым разным слушательским опытом и самыми разными симпатиями и предпочтениями, в том числе и абсолютно ничего не слышавшим и не знающим о мире компьютерных игр. Альбом разнообразен как сама жизнь и запросто переходит от возвышенного и изящного к обыденному, стёбному и даже непотребному, в чём тоже заключается его специфическое очарование и особая хулиганская притягательность, а вот в том, что без хулиганства и стёба в данном случае не обошлось, у меня совершенно нет сомнений.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N4 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)