ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Funeral Oppression "The Eternal Revival"

02-08-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
FUNERAL OPPRESSION
Релиз
“THE ETERNAL REVIVAL”
Год
2022
Стиль
Atmospheric depressive black metal
Лейбл
MORE HATE PRODUCTIONS / SATANATH RECORDS
Страна, город
Россия, Озёрск

Очень интересный альбом выпустил в 2015 году сумрачный озёрский коллектив Funeral Oppression. Не случайно тогда за издание “The Prisoner Of Life” взялись волгоградцы из More Hate Productions и известные своими симпатиями к хорошей атмосферной музыке москвичи Deleting Soul (саблейбл Nihil Art Music), ведь тот диск отличался не только депрессивной глубиной и густой вечерней меланхолией, но и красивыми, по-настоящему трогающими душу мелодиями. Несмотря на достаточно частое использование не очень любимых мной, но весьма характерных для dsbm вскриков-воплей, этот альбом прочно засел мне в память и покорил меня своей конкретностью вкупе с уверенной, категоричной, максимальной и совершенно осмысленной неслучайностью всех своих пространных и глубокомысленных увертюр страдания и упадка.

Даже сейчас, спустя семь лет, переслушивая тот диск, я не могу отделаться от мысли, что он по-настоящему хорош и чуть ли не гениален. На “The Prisoner Of Life” встречаются пассажи, которые сделали бы честь даже классическим Katatonia, Pan.Thy.Monium и In The Woods…., а обречённость альбома до сих пор кажется поистине бездонной, звенящей и почти невероятной. Безнадёжные гитарные переборы добавляют тоски, гитары таинственны и мистичны как в лучших треках Forlorn, а я ведь даже ещё не сказал про хоры и чистый голос в “Away From Chains Of Mind”! Что и говорить, тот альбом был по-настоящему красив и даже прекрасен, пять его треков по-прежнему приковывают к себе внимание и поражают воображение, и, что самое главное, в его искренности, неподдельности и тотальной, насквозь прожжённой натуральности, не возникает никаких сомнений – он действительно правдив и реалистичен.

Изначально Funeral Oppression позиционировался как дуэт (Void – лирика, вокал, Ravenblack – гитары, бас и драммашина), именно в таком составе был записан их дебют 2015 года, и именно в такой конфигурации вестники траурного угнетения вернулись сейчас после семи лет анабиоза и спустя пять лет полной тишины. В 98% случаев из ста, увидев пафосные цитаты, пространные размышления и стихи-эпиграфы, предваряющие блэк-метал-альбом, я бы только иронично ухмыльнулся, но нет, только не сейчас. «Мы даём вам карту. Отправляйтесь по нашим следам. Вы найдёте таинственную реку. Отправляйтесь по её течению в посмертный путь и медленно плывите под светом незнакомых звёзд… […] И в конце вы найдёте ответ на вопрос «что может быть хуже смерти?». А что, мало ли, кто его знает, надо бы послушать – подумалось мне, и я нажал на “play”.

Следуя в русле своих кумиров из Taake, Forgotten Tomb, Dark Funeral, Shining и Woods Of Desolation, Funeral Oppression вновь возвращаются к нам с неким симбиозом духовного упадка и блэк-металла, и это вновь в большей степени печаль и меланхолия, нежели привычный и традиционный блэк. Всего пять треков, если не считать интро, длительность композиций по восемь, девять и шесть с лишним минут, сумасшедшие вопли в первые же секунды звучания альбома – нет, они не изменились, и семь прожитых лет для них, видимо, словно пыль для моряка – так же несущественны и незаметны. И да, они начали в точности там, где замолчали и прервались семь лет назад, но останавливаться на имеющемся и уже знакомом не стали, а добавили конкретности, дума, печальных мелодий и… хитовых чистоголосых припевов.

И стало только лучше. В этот раз за барабанами отметились приглашённые драммеры Александр Ищенко и Александр Капустин, а Ти Тункель помог с басом, что тоже внесло свой особый вклад в инструментальную составляющую релиза – он стал ещё увереннее и убедительнее. И да, мне совершенно не хочется сравнивать и сопоставлять “The Eternal Revival” и “Prisoner Of Life”. Они похожи как близнецы-братья, но всё-таки разные. У каждого из них свой собственный почерк и свой особый колорит, но кого из них предпочесть и по каким причинам, слушателю нужно будет решить для себя самостоятельно. На мой взгляд, в категориях «лучше» и «хуже» в данном случае говорить вообще не имеет смысла, и каждый релиз по-своему хорош и прекрасен, имея как свои безусловно сильные стороны, так и несколько неоднозначные аспекты.

Все фирменные фишки и отличительные особенности Funeral Oppression, за которые я полюбил в 2015 году “Prisoner Of Life”, сохранены и на “The Eternal Revival”, и это вновь некий, чуть утоптанный в dsbm-чернозём, вариант ранних Opera IX с их нестандартными структурами треков, внушительным хронометражем, непредсказуемыми переходами и вставками-сюрпризами, однако теперь озёрские печальники звучат ещё жирнее, объёмнее и колоритнее, чем раньше, уверенно закрепившись на взятых некогда высотах. В их риффах сейчас больше силы и напора, но всё так же много сырости, первозданного хаоса и жгучей, голодной тоски, отличающей все по-настоящему удачные релизы данного жанра, а это значит, что перед нами вновь выстраданный и реалистичный релиз, где всё будет неистово, на пределе и по-настоящему.

Funeral Oppression – это блэковый дум (или думовый блэк – как вам больше нравится) для думающих, читающих и чувствующих людей, и для меня это его главное достоинство. Я склоняюсь к тому, что в плане стилистической идентификации самым правильным в данном случае будет термин “прогрессивный блэк-метал” и отсылка к ранним In The Woods…, Forlorn, Borknagar и всё тем же Katatonia и Pan.Thy.Monium, однако в случае с Funeral Oppression у нас всё ещё абстрактнее, грустнее и атмосфернее. Такие альбомы я воспринимаю как порталы в другие измерения, и они действительно способны переносить душу внимательного слушателя далеко в неизведанное и небывалое. У этой группы есть своя особая магия, и если вы дадите ей шанс, за ней уж точно не заржавеет. Тот случай, когда за отечественный коллектив не стыдно, и современная команда способна играть не хуже, чем патриархи жанра на заре 90-х.