ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Helloween "Better Than Raw"

20-04-2021 Дмитрий Фомин

Исполнитель
HELLOWEEN
Релиз
“BETTER THAN RAW”
Год
1998
Стиль
Power metal
Лейбл
CASTLE COMMUNICATIONS
Страна, город
Германия, Гамбург

Восьмой полноформатный альбом Helloween появился на свет в достаточно непростой, хотя и интересный период. Традиционный метал понемногу возвращал себе прежние позиции после вспышки гранжевой эпидемии, но и позже, на исходе десятилетия, ему пришлось столкнуться с набирающей обороты альтернативной волной. Выстоять в таких условиях было по силам только настоящим железным монстрам. Пластинки 94-го и 96-го гг. стали для немцев хорошей проверкой на жизнестойкость, и их последующая работа с причудливым названием ''Better Than Raw'', определенно, из той же породы. И в то же время она разительно отличается от них.

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с альбомом, безусловно, его яркая и оригинальная обложка с весьма соблазнительной и задорной колдуньей, занятой кулинарной деятельностью. Она явно знает толк в приготовлении тыквы особым ведьмовским способом. И верно, приготовленная тыква намного "лучше, чем сырая". Музыканты как бы намекают, что слушателя ждет экзотическое варево со множеством необычных добавок и секретных ингредиентов. Не стоит пугаться раньше времени – в целом Helloween остались в своем репертуаре.

Так, на альбоме присутствует даже интро, коим команда пренебрегла на ''The Time Of The Oath'', - утонченный и в то же время помпезный неоклассический инструментал в лучших традициях ранних работ немцев. Вдвойне интереснее, что к написанию его приложил руку ни кто иной, как ударник Ули Куш, который на сей раз более активно проявил себя в роли композитора. Именно он ответственен за создание вступительной композиции ''Push'', поражающей своей небывалой экстремальностью, прогрессивного произведения ''Revelation'' и сокрушительного гимна ''Handful Of Pain'', вполне подходящего под стандарты стадионного боевика. Несмотря на то, что данные вещи отмечены характерным почерком Helloween, нельзя не отметить их неожиданную склонность к большей агрессии, тяжести и ритмичности, наводящих на мысли о трэше. А, как мы знаем, Ули Куш прошел хорошую школу в составе Holy Moses.

Звучание альбома стало более брутальным, и в то же время старательно отшлифованным. Что ж, в конце 90-х многие именитые команды, начиная с таких корифеев, как Slayer или Testament и заканчивая более мелодичными Pretty Maids и Royal Hunt, экспериментировали с тяжелым саундом, и в то же время оставались самими собой. В этом плане Helloween также не дали маху. В отличие от своих предшественников ''Better Than Raw'' значительно отдалился от влияния хард-рока и в большей степени тяготеет к наследию 80-х с отточенной до совершенства прямолинейной гитарной нарезкой и виртуозным соло-дуэтом, как это видно на примере улетного "Falling Higner".

Непременные клавишные Йорна Эллерброка также присутствуют в нужных пропорциях, равно как и хоровые партии, в записи которых, кстати, приняла участие заслуженная дива немецкой метал-сцены Ютта Вайнхольд (Zed Yago, Velvet Viper). Не забыли парни и про заманчивые "сладости" в виде молниеносных шлягеров ''Hey Lord!" и "I Can", подкупающих своей позитивной энергетикой и нацеленных на то, чтобы слушатель мог напевать их в любое время дня и ночи.

Помимо великолепных запоминающихся мелодий стоит обратить внимание на разнообразие вокальных партий Энди Дериса. Фронтмен с равным успехом демонстрирует не только привычный хрипловато-рычащий тембр, но и оглушительный фальцет и более лиричные, трогательные ноты, о чем можно судить по его же превосходной балладной теме ''Time'', представляющей собой размышления о том, как распорядиться отпущенным временем в этом мире.

В текстовом плане ''Better Than Raw'' еще сильнее углубляется в насущные проблемы человечества, поднимает животрепещущие вопросы грехопадения человека, нравов социума и поисков ответов на вечные вопросы о смысле жизни, сущности добра и зла и их бесконечной борьбе в человеческом разуме. Местами это звучит иронично, местами – с глуповатым "тыквенным" юморком, но по большей части крайне серьезно, сосредоточенно и, прямо скажем, тревожно. Скорее всего, именно последний пункт так серьезно повлиял на общее утяжеление этого альбома. И, вполне вероятно, привело к созданию таких необычных и выделяющихся из общей массы треков, как ''Don't Spit On My Mind'' и ''Lavdate Dominvm''.

И если первая из них прямо-таки придавливает к земле своими мрачными риффами и психоделическими мотивами, то вторая, напротив, излучает более светлую энергетику мелодичного спид-пауэра с сильным влиянием классики. Помните, когда-то давно журналисты нарекли Helloween "вагнеровским металлом"? Годы спустя мало что изменилось, правда, при сочинении оной композиции Вайкат больше вдохновлялся Йозефом Гайдном. Лирика написана Михаэлем на латыни, не без помощи его старого школьного учителя, и представляет собой нечто вроде католической проповеди. По сути же песня представляет собой этакий подарок всем испаноговорящим фэнам Helloween по обе стороны океана, известных чрезвычайно горячим приемом.

На мой взгляд, парни несколько переборщили с религиозными мотивами, но с другой стороны, разве они не заслужили право прямо и четко выражать свои взгляды? В любом случае, это никоим образом не отразилось на качестве материала, который как и прежде не вызывает ничего кроме одобрения. Мощнейший пауэр-металлический гимн ''Midnight Sun'', который условно можно назвать квинтэссенцией альбома и полным воплощением группы на данном этапе, ставит жирную и уверенную точку в этом тяжелом и умопомрачительном вояже.

Несмотря на все, ''Better Than Raw'' несколько обделен вниманием со стороны самой группы. Возможно, в силу того, что, несмотря на высочайший композиторский подход, раскусить отдельные его моменты не так просто, как это было раньше. Но в этом как раз и состоит его особенность. В отношении себя альбом требует большей сосредоточенности, как в плане музыки, так и по части лирики, но это нисколько не умаляет его значимости в творчестве Helloween. Еще один высококлассный образец творческой индивидуальности и внутренней сплоченности ради общего дела.