29-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Русские эмигранты во времена “философских пароходов” были самой интеллектуальной и достойной прослойкой российского общества, отчасти это верно и теперь, когда даже еврейский Die Entweihung и немецкий BitacHi на поверку оказываются ведомы бывшими российскими согражданами, и даже в рядах таких значительных команд как Bethlehem и Empheris всё так же выявляются люди с CIS-территорий. Может, конечно, и не Бердяевы с Шестовыми уезжают сегодня из России и заселяют забугорные берега, но иной раз среди них действительно обретаются очень даже небесталанные экземпляры, как вот прямо сейчас, к примеру.
А сейчас перед нами переиздание второй полноформатной работы шведского коллектива Hladomrak в оригинале вышедшей в 2017 году, который начинал свою деятельность как one-man-проект, а ко времени реализации “Arctic Hysteria” уже успел разрастись до полноценной команды и, судя по фото в буклете, даже где-то выступал со своим материалом вживую. Оба нынешних участника Hladomrak россияне, и именно данным фактом объясняется то интересное обстоятельство, что один из треков с рецензируемого сейчас лонгплея под названием “Frost” имеет русскоязычную лирику, написанную, правда, латиницей.
Сырой, скрипучий, жёсткий, но совершенно не похожий на дэт-метал, материал Хладомрака звучит импозантно и привлекательно, а здоровый минимализм, избранный музыкантами, вызывает доверие и симпатию. Практически ничего не имея общего с трэшем, а оставаясь на вполне себе каноничных блэковых рельсах, новоиспечённые шведы умудряются быть и драйвовыми, и жёсткими, и железными. Музыканты нашли для себя замечательный “колючий” саунд и благодаря ему Hladomrak – это действительно стопроцентный метал, и в этом его главная сила и невероятная харизма.
Не впадая в ненужные проговые и авангардные усложнения, авторы “Арктической истерии” умудряются играть и интересно, и сложно, и даже в какой-то степени непредсказуемо, а самый смак начинается, когда дело доходит до упоминавшейся уже русскоязычной “Frost”, которая размещается на альбома под номером девять. Именно эта вещь является концептуальной кульминацией релиза, а следом за ней идут ещё два очень интересных и нетривиальных номера, где Hladomrak отрываются по полной, меняя разные темпы исполнения как перчатки, а попутно вставляя такие изломы и сбивки, от которых начинает казаться, что рушится сам небесный свод.
Русскоязычный трек звучит очень причудливо и как будто со шведским акцентом (непросто, должно быть, нашим бывшим соотечественникам там на чужбине разбирать некогда родную речь, начертанную теперь вражеской латиницей, вот и ломают с непривычки языки), но однозначно эффектно и как-то даже одиозно, торжественно. Как будто какой-то полубезумный хтонический некромант вышел ночной порой на поляну в плаще на голое тело, весь покрытый спутанными седыми космами, шишками, грибами и лесными жучками, воздел руки к безмолвным небесам и ну себе заклинать, жаловаться, причитать и приговаривать:
“Holodno…
Zamerzaet Dyhanie, Nemeet Vsyo
Holodno…
Mutneet Soznanie I Mysl’ Vyazka
Igly Iz L’daTerzayut Plot’ Dushat Razuma Plamya”
(c) Hladomrak - “Frost”
На альбом даже затесался причудливый акустический инструментал (“Archaic”), а некоторые треки (в том числе очень неплохая титульная вещь) порой звучат так интенсивно, что это сравнимо с доброй вязанкой хвороста, на которую вы с размаху упали с высокого столетнего дуба в глухую осеннюю полночь. Не зря лейбл сравнивает их риффы с качающимися в непогоду деревьями – в этих гитарных хитросплетениях действительно есть что-то очень лесное, мрачное и дремучее. Слушать альбом наверняка очень приятно в продуваемой насквозь всеми ветрами одинокой лесной избушке, где всё такое древнее, грубое, основательное и немного страшное, как в фильме про ведьму из Блэр, а до природы рукой подать.
Если вы искали типичную музыку лесников и древорубов, то вам точно сюда. Рубить лес или просто злиться на весь мир в лесной глуши под такой аккомпанемент будет очень даже аутентично. Альбом прекрасно создаёт атмосферу, вокал отлично гармонирует со звуком гитар и немного тормознутыми колотушками барабанов, а дисторшновый бас добавляет в этот сумрачный частокол льдистых спиц и пронзительных сосулек. Буклет с текстами тоже оформлен очень даже стильно и неплохо, а потому – не теряем времени даром, загружаем эти морозные узоры в стереосистему и наслаждаемся!