ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Isole "Dystopia"

29-05-2020 Дмитрий Фомин

Исполнитель
ISOLE
Релиз
"DYSTOPIA"
Год
2019
Стиль
Epic doom metal
Лейбл
HAMMERHEART RECORDS
Страна, город
Швеция, Гёльве

Творческий путь Дэниэла Брюнтсе (вокал/гитара) и Кристера Олссона (гитара/бэк-вокал), составляющих творческое ядро таких уважаемых проектов как Isole и Ereb Altor, хорошее доказательство того, как можно успешно, продуктивно и талантливо действовать на два фронта, причем без потери качества и оригинальности. Обе формации нацелены на продолжение дел классиков шведского экстремального метала, породивших целую эпоху. И если в рамках Ereb Altor куется новое, более сильное наследие Bathory, то творческий стиль Isole превозносит и приумножает ценность традиционного эпик-дума, которому дали жизнь незабвенные Candlemass.

Можно сказать, Брюнтсе и Олссон в совершенстве овладели мастерством перевоплощения: доспехи далеких предков-викингов и пафосные саги прошлого, составляющие концепцию Ereb Altor, уступают место более насущным и личностным переживаниям музыкантов, для которых, собственно, и существует Isole. На своем седьмом студийном полноформате "Dystopia", который без лишней лести стоит назвать одной из самых сильных их работ, шведы достигли новых композиторских пределов, позволяющих им сравниться с самими законодателями стиля.

Потаенные страхи, эсхатологизм обрывочных сновидений, картины повседневной прогнившей и лживой реальности, предчувствие катастрофы и беспросветный фатализм – все это дополнило сюжетную галерею альбома. Основной темой его стало утверждение, что человечество, несмотря на достижения прогресса, медленно, но верно, по собственной воле или же следуя чужому влиянию, идет по траектории "дистопии", т.е. путем отклонения, регресса, падения.

В этом отношении пластинка получилась преимущественно бескомпромиссной, резкой и конкретизированной, как в музыкальном, так и в текстовом плане. На первый взгляд, "Dystopia" можно назвать чересчур простой и поверхностной, но на самом деле эта работа оказывается намного глубже, чем это может представить, главное проявить внимание. Поспешность и нежелание фокусироваться на каком-то предмете или теме сколько-нибудь продолжительное время стало настоящим бичом нашей действительности. Именно благодаря этому люди разучились ценить по-настоящему ценное и значимое.

На протяжении всего альбома вдумчивый слушатель может пережить настоящее эмоциональное перерождение. Импульсивные волевые порывы "Beyond The Horizon" сменяются тягучей, нагнетающей тревогу непроглядной тучей апокалиптических видений "Written In The Sand", оставляющих после себя горький привкус меланхолии ''The Beholder'', взрываемой очередным всплеском ярости. Краеугольным камнем выступает могучая "You Went Away" - средоточие мощи, возвышенного драматизма и тревожного предзнаменования. После нее наблюдатель уже не будет прежним, и последующие главы будет воспринимать уже более покорно и естественно: и гнетущий натиск ''Forged By Fear'', и депрессивную пространную созерцательность ''Galenskapens Land'' (первой вещи в дискографии Isole, полностью исполненной на шведском языке), и упаднический ландшафт ''Nothingness''.

Каждая из семи композиций имеет собственное лицо, вместе же они составляют единый обелиск падению человеческого рода. Монолитные раскатистые риффы, в которых можно отметить интонации все тех же Candlemass, Solstice, Sorcerer и даже Tiamat, рельеф ритм-секции и пронизывающие их "стенающие" на все лады вариативные соло-пассажи дополнены мощнейшими вокальными партиями. Как фронтмен, Брюнтсе выжал, пожалуй, лучшее, на что был способен. Сильный, безупречно поставленный распевный тенор берет за живое эпичным драматизмом, безысходностью и вопрошающим надрывом, хоть это и умело скрыто характерной скандинавской холодностью. Эффектное интонирование и высокие вибрирующие ноты покоряют без лишних слов, а эпизодические наслаивающиеся бэки и вставки грозного харша подчеркивают необходимый акцент агрессии.

В этой антиутопичной cаге нет ничего лишнего, но достаточно всего, чтобы предельно внятно и четко донести до аудитории основной посыл. Великолепно развитое чувство меры сказалось на безукоризненной сбалансированности альбома. Мастерски вписанные аранжировки (клавишные, сэмплы колоколов) минималистичны, но эффектны, структура переходов, порогов и отступлений тщательно продуманы, каждая партия и нота занимает строго отведенное место. В этом как раз просматривается свойственный настоящим профессионалам перфекционизм, не идущий во вред общей органичности пластинки.

Исходя из внешней концепции, тревожная и обличающая атмосфера "Dystopia" не производит отталкивающего воздействия. Наоборот, художественная разноплановость альбома весьма притягательна, а благородная простота и монументальность придают этому произведению черты фундаментальности, весьма желанной в глазах убежденных поклонников стиля. По сути это по-настоящему зрелая, как в композиционном, так и в техническом плане работа, которая демонстрирует неуклонный творческий и профессиональный рост Isole и вполне естественное стремление сохранить оригинальный почерк.