ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы ЛТП Ойкумена "Серые на сером. Революция"

14-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЛТП ОЙКУМЕНА
Релиз
“СЕРЫЕ НА СЕРОМ. РЕВОЛЮЦИЯ”
Год
2020
Стиль
Art rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Тверь

Эти концептуальные рокеры не стали тянуть со своим триптихом “Серые на сером” и затягивать его на месяцы и годы – сначала практически non-stop после первой части вышла часть вторая, а затем в сети появилась и заключительная составляющая эпопеи, о которой мы сейчас и поговорим. У меня никогда не было никаких позитивных и светлых ассоциаций со словом “революция” (сразу же возникали довольно мрачные образы булгаковского “Собачьего Сердца” и ещё более мрачные рассуждения профессора Преображенского), но ЛТП Ойкумена решили переплюнуть всех и вся. Такой чернухи и такого некрофилического мрака от их альбома, думаю, не ожидал никто, и уже бегло взглянув на обложку, я сходу стал настраиваться на материал в духе Сумеречной Депрессии и кладбищенских прозаических фантазий Дениса Ядрова. И обложка в данном случае не случайна и не просто так стала такой, какой стала, ведь “Революция” являет собой апофеоз античеловеческого, низменного и отталкивающего в человеке.

Если первая часть триптиха была мелодичной и просто интеллектуальной, вторая совмещала нарочитую панк-однозначность и арт-прог-глубины, то часть третья тяжела, свинцово-монолитна и заупокойна. Это касается и музыки, и текстов. Если верить апостолу Павлу, человек является вместилищем всякой скверны, и трудно даже просто исчислить все мерзости и недостатки, которые свойственны человеку, и примерно в таком же самом ключе следует сейчас и “Революция”. Заключительная часть альбома, посвящённого серости и личному внутреннему апокалипсису, вышла у группы настолько тяжеловесной и реалистичной, что одного беглого взгляда в это чёрное, предельно контрастное зеркало достаточно, чтобы навсегда избавиться от привычки жалеть себя, жаловаться, прозябать в хандре и в бессмысленной ментальной мастурбации. Альбом не призывает к исповеди, он хочет запугать слушателя настолько, чтобы ему стало уже не просто страшно и жутко, а тошно от своей нравственной деградации.

Когда-то я очень симпатизировал христианству и даже надумал написать глобальное исследование в восьми частях о связи христианства и философии дум-металла – начинал я это дело с большим энтузиазмом и душевным подъёмом, но за тот год, который я сам себе отвёл на этот труд, моё отношение к христианству диаметрально изменилось, акценты изменились до неузнаваемости и в итоге то, что задумывалось, как гимн во славу умного, адекватного и осмысленного отношения к миру, превратилось у меня в унылую констатацию тотальной безрадостности и безнадёжности реальности и исторического догматического христианства. Очень близким по настрою показался мне и нынешний альбом ЛТП Ойкумена. Он мрачен. То торжественно-мрачен (“Не хочу”), то разнузданно-мрачен (“Нет дела”), то эпично и отчаянно мрачен (“Страх”), то этнически-ритуально мрачен (“Ко Дну”, “Колыбельная”), а то просто религиозно-эсхатологически и пророчески мрачен (“Настала пора”).

Давно никого не удивить тем простым фактом, что русский рок тоже может быть и умным, и глубоким, и музыкально-основательным – Ольга Арефьева давным-давно водит дружбу с Тони Левиным и играет с ним свои песенки, тем же самым занимаются Мыс Луны и Инна Желанная с Треем Ганном из всё тех же King Crimson, вот и ЛТП Ойкумена решили пойти по их стопам, но записать не просто русский рок по-арт-роковому, а русский рок сделать таким тяжким, грузным и тяжеловесным, чтобы небо поседело и даже самым грустным экзистенциалистам стало бы ещё грустнее. Если задача была такой, то всё получилось. Минимум каких-то сложных и многослойных аранжировок, минимум фишек и ходов, которые могли бы отвлекать от основного посыла и максимум смысла, боли и тёмных красок, которые сгущаются так, что просто становится не по себе. Отсылки к ближневосточному металлу Orphaned Land и характерная для русского рока прямота служат в данном случае одной цели, и эта цель – создание максимально серой, горькой и отталкивающей картины мира, увидев которую невозможно не захотеть измениться.

Ещё Фрейд говорил, что мы видим и встречаем в этом мире только то, что уже есть в нас и в нашем подсознании, да и познать и понять можем только то, что уже знаем. В точности о том же самом, цитируя Фрейда, Платона и Эмпедокла, напоминают нам сейчас и ЛТП Ойкумена, шаг за шагом подводя своего слушателя к мысли о том, что если мир вокруг мрачен, безысходен и отвратителен, напоминая идущий ко дну Титаник, то причина всему этому одна: состояние нашей собственной души, наши мысли, настроения, действия и эмоции. Кастанеда говорил, что если тебе вдруг не нравится то, что ты имеешь, то имеет смысл начать отдавать этому миру что-то другое, а ЛТП Ойкумена ни к чему не призывают и ничему не учат, а просто предлагают взять на себя ответственность за весь тот мрак и безнадёгу, которые творятся в нашей жизни, и не списывать их на третьих лиц, кем бы эти третьи лица ни были. Великий Инквизитор Достоевского наверняка сказал бы, что эти рок-музыканты хотят от человека слишком многого и призывают его к самому сложному, что только возможно, к тому, чтобы стать, наконец, человеком, но…

Отличается на фоне общей тяжеловесной свинцово-грозовой серости только финальная, шестая по счёту вещь “Страх”. Здесь намного больше динамики, свежего ветра перемен и отсылок к первой, столь полюбившейся мне части актуального триптиха, а в припеве как будто сквозит робкими проблесками надежда на странное, необъяснимое и иррациональное чудо, которое не могло, не должно было случиться, но случилось, и вот мы все стали свидетелями того, как свинцовый дирижабль парит, непримиримые враги обнимаются во всепрощающих обьятьях искренней симпатии, а вместо очередного унылого и безрадостного дня над миром просыпается и брезжит новый розовый рассвет светлых надежд и первой любви. “Крылья сломались, когда ещё воздух был пуст. Кто мог сказать ему, что за плечами лишь груз? Кто мог что-то сказать ему? Мы знали, что он впереди. Я лишь шепнул ему вслед: “Лети, мой ангел, лети”” – пел Б.Г., а ЛТП Ойкумена словно продолжают его мысль: “Я не могу примириться, что миром правит страх, лети, картонная птица в свинцовых облаках”.

Если вам вдруг захотелось пощекотать себе нервы, окунуться в мир страшных ужасов или просто освежить своё восприятие реальности, то стоит не идти на очередной беззубый зомби-блокбастер, а внимательно вслушаться в строки и риффы “Революции”. Если по ходу звучания этого диска вы будете не просто хлопать ушами и зевать по сторонам, а действительно постараетесь понять и воспринять те идеи и настроения, которыми напитали свой актуальный релиз эти мрачные рокеры, то интеллектуальный шок вам гарантирован. Альбом убедительно показывает, что Титаник нашего мира не просто идёт ко дну, и мы все на его борту, а происходит это неотвратимо, страшно и на удивление некрасиво, более того – отвратительно. В деградации и упадке вообще нет ничего красивого, каким бы прекрасным и великолепным это ни казалось самому деградирующему субъекту. На альбоме нет готовых рецептов и проверенных схем, авторы просто показывают нам мрак повседневности во всей серой красе и призывают сделать хоть что-нибудь, чтобы хоть что-то и хоть как-то изменить. Не опускать руки, не плыть по течению. Альбом специфический, но интересный. Про ад, мрак и бесконечно умирание в XXI веке.