ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Магелланово Облако "Отражение"

29-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
МАГЕЛЛАНОВО ОБЛАКО
Релиз
“ОТРАЖЕНИЕ”
Год
2020
Стиль
Rock / soft rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Новейший диск группы Магелланово Облако слушатели коллектива ещё задолго до его выхода называли самым волшебным подарком этой осени, и высокие предварительные оценки заинтересованной аудитории на удивление сбылись в итоге на все сто процентов. Даже по самым строгим и непредвзятым критериям и с самых объективных углов зрения. Юбилейный пятнадцатый альбом, грядущее в декабре десятилетие коллектива, большой фит с известным ирландским актёром и музыкантом – конечно, габаритные очертания готовящегося релиза позволяли предполагать, что будет здорово и интересно, но кто в наше время верит юбилеям, рекламным завлекалочкам и громким именам приглашённых гостей?

Может быть, мы просто слишком ждали этой осени, слишком устали от коронавируса, самоизоляций, масок, и всем нам органически был необходим такой светлый и волшебный релиз, под музыку которого можно было бы просто парить, растворяться в беззаботности, мечтать и радоваться причастности вечной и небесной гармонии, а Сергей Дворецкий и его коллеги уловили все эти витающие в воздухе настроения, восприняли их, переварили и не смогли подвести? Пожалуй, это уже ближе всего к истине и что-то такое действительно имело место быть или могло бы быть, но давайте пойдём по порядку и не будем бежать впереди сказочного осеннего экспресса, который уже приветственно распахнул двери и приглашает нас прокатиться.

Сергей Дворецкий был одним из первых в новейшее время гаджетов и социальных сетей, кто сделал ставку на аристократичную меланхолию и не стал искать меры и пределы в светлой романтике, и Магелланово Облако до сих пор следуют в русле всё тех же добрых и в самом широком смысле мировых тенденций, являясь одними из лидеров и наиболее продуктивных представителей не без их помощи и участия созданного тренда радикальной неформатности, несовременности, душевности и человечности. Сегодня по их стопам идут группы вроде Радиограммы и Граф ЦеппелинЪ, а создатели “Отражения” по-прежнему не устают меняться и эволюционировать, не переставая искать новые темы, формы, способы и средства для выражения своей тонкой и действительно как будто космической нежности.

Отсылки к светлой печали Бориса Гребенщикова и к рифмам Павла Кашина, конечно, никуда не делись и не исчезли, да и не могли исчезнуть, но теперь об этих параллелях очень быстро забываешь – более того, про них даже хочется забыть, начисто растворившись в собственной харизме и “облачной” аутентичности сегодняшних МО. Что такое “Отражение”? Просто хорошие и сдержанные песни, в которые смотришься как в зеркальную гладь прозрачных осенних вод. Просто лёгкие и светлые мелодии, слова со смыслом, которые не навязывают свой смысл и не гнут настойчиво своё, а легко и ненавязчиво подстраиваются под твои собственные мысли, образы и восприятия, выслушивая и давая выговориться – то есть ведут себя как редкий и настоящий друг.

Звездой альбома стал приглашённый вокалист Киеран О’Рейли (нет, не родственник и не муж известной шотландской мечтательницы по имени Мэгги), мягкий и вдохновенный голос которого принёс на диск свежий ветер неожиданных интонаций и заставил пластинку зазвучать глубже и неожиданнее. Есть в его голосе что-то вечное, мудрое и уравновешенное – что-то, что напомнило мне одновременно Криса Ри, Эрика Клептона и ещё с десяток хороших западных осенних романтиков, которые оказываются так кстати, когда ты наедине со своими мыслями и готов с головой погрузиться в океаны сезонной меланхолии с явным привкусом ностальгии, звёздной тоски и взрослого, слегка апатичного понимания экзистенциальных закономерностей.

Титульная вещь, на которую музыканты сняли клип, вне всяких сомнений, является центром и сердцевиной релиза. Все остальные вещи строятся вокруг неё, освещены её светом и в той или иной степени причастны этой атмосфере волнующей, умиротворяющей и влекущей билингвы. И всё-таки у каждой из песен с альбома своё собственное лицо и свой особый колорит. Будь то мечтательная “Ночь и сотня лет”, зачарованная “Сквозь твою красоту”, бьющая навылет своей искренностью “Вижу” или шикарная, даже напомнившая мне “Под небом голубым”, “За чертой” – в каждой из новых композиций коллектива есть яркие образы, красивые слова и много ясной живительной доброты, от которой становится чище, теплее и светлее на душе.

Больше всего на альбоме от Б.Г. Некоторые мелодии и вербальные ходы (“Светлей”) оставляют ощущение, близкое по вкусу к дежа вю, но даже это не портит пластинку. Сделать нечто вдохновенно, с душой и со знанием дела по мотивам и лекалам великих порой есть не меньшее чудо, чем сами эти лекала и эти мотивы. Зачарованные времена “Навигатора” и “Снежного льва”, эта благодушная интеллектуальная идиллия – всё это и не думало проходить и заканчиваться в творчестве Магелланова Облака, и все счастливцы, однажды подпавшие под их магию, могут снова и снова окунаться во всё те же воды, подпитываясь от того же самого космического источника, ведь именно из него черпает своё вдохновение лидер и автор лирики МО.

Эта музыка не оригинальна, но её звучание пленяет и завораживает. Это тот самый русский рок, который за его литературность всегда любили самые разные люди от металлистов-интеллектуалов до снобов, не желающих слышать ничего, кроме классики. Эта музыка светла, полна добрых чудес, а в её звучании цветут дивные цветы и рассыпаются нездешние сны, в которых хочется тонуть и никогда не возвращаться к реальности. Фанаты и последователи группы явно пристрастны в своих отзывах и оценках “Отражения”, но прикоснувшись к этому альбому, трудно не разделить их пристрастность. Тем более на фоне такой яркой и тёплой осени, которой нас всех решил так благодушно порадовать текущий 2020 год.

Не буду скрывать – я тоже пристрастен в своей рецензии и в оценке данного альбома. Мне импонирует желание участников команды петь о чистых, высоких и достойных вещах, и уже одно это стремление заставляет меня закрывать глаза на все возможные огрехи инструментала, неоригинальные заимствования и общие места в текстах и в риффах. Да, всё это вполне может иметь место в случае с “Отражением”, но пусть – иной раз не грех спеть и то же самое, если с душой и от души. Иногда нестареющие классики The Beatles действительно оказываются невероятно правы, и всё, что нужно нашей мятущейся душе, это любовь, искренность и романтика. И светлая музыка Магелланова Облака, в которой отражается так много универсального и большого.