ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Månegarm "Fornaldarsagor"

03-02-2020 Дмитрий Фомин

Исполнитель
MANEGARM
Релиз
"FORNALDARSAGOR"
Год
2019
Стиль
Folk/black/viking metal
Лейбл
NAPALM RECORDS
Страна, город
Швеция, Норртелье

"Во сне, который я видел, были три большие фигуры,
Разъяренные медведи и свирепый кабан,
Во сне, который я видел, были три большие фигуры,
Убивали наш народ, а наше королевство было подожжено.
Во сне, который я видел, были три большие фигуры,
С широкими кораблями и стаями волков…"

(с) Manegarm, ''Tvenne Drommar"

"Легендарные сказания" – такое патетическое и по-своему интригующее название получил девятый полноформатный альбом Manegarm, одних из самых уважаемых деятелей экстремальной метал-сцены Швеции, одних из немногих, для кого отсутствие крупного коммерческого успеха (по меркам тех же Amon Amarth) никак не повлияло на их позицию и верность своему творческому направлению. Немногие ветераны, подобные Manegarm, стояли и по-прежнему стоят на страже традиций настоящего викинг-метала, в полной мере олицетворяя его сущность.

В середине – второй половине нулевых группа находилась на пике своей активности, как студийной, так и концертной, а в 2015-м г. Manegarm уже отмечали двадцатилетие своей деятельности. И одноименный альбом, изданный в том же году, был призван подытожить весь творческий путь этой формации, с чем он справился просто блестяще. После такого насыщенного релиза пауза в четыре года была вполне оправдана, но вовсе не из-за того, что Manegarm переживали творческий кризис. Один из основателей команды, гитарист и композитор Йонас Алмквист, счел этот период крайне подходящим, чтобы неожиданно покинуть ряды своей дружины.

Так что уже над "Fornaldarsagor" работали трое оставшихся бойцов, чьи звериные ипостаси столь монументально отразил на обложке альбома Крис Вервимп: вокалист/басист (а, когда нужно, еще и драммер) Эрик Гравсё, который в очередной раз выступил в качестве основного композитора и автора лирики, гитарист Маркус Анде и барабанщик Якоб Хеллегрен. Урезанный состав никак не помешал команде сотворить очередной мощный релиз в лучших традициях жанра, который следует воспринимать как частичный перезапуск потенциала Manegarm с новыми силами и свежей подачей материала.

В текстовом плане альбом в полном соответствии со своим названием обращает внимание слушателя к древним скандинавским сагам и героическим преданиям дохристианского периода, буквально олицетворяющим национальный культурный пласт Швеции. Фрагменты эпических "Cаги о Херворе'' и "Саги о Вельсунгах", а также нордический мистицизм, кровавые предзнаменования, предания о кровопролитном противостоянии языческих конунгов и христианских правителей, превозношение воинской доблести и презрения к смерти – вот что стало фундаментом этого произведения.

На фоне степенного и во многом лиричного "Manegarm" новая пластинка возвращает нас к более брутальным и бескомпромиссным формам, щедро замешанным на фолковых и блэк-металлических основах. Восемь новых композиций звучат однородно и на первый взгляд минималистично, но на деле они просто избавлены от всего лишнего, умело аранжированы и убийственно гимноподобны. Гитарный драйв и экспрессивно-молниеносные вокальные партии Эрика, который филигранно совмещает грубый хриплый харш и разящие наповал чистологосые распевки, усиленные мужественными хорами, сделали материал по-настоящему грозным и хватким. Одно из весомых доказательств тому – потрясающей красоты и силы трек ''Hervors Arv'' ("Наследство Хервор").

Забористые тремоло с рельефными мелодичными текстурами и маршеобразные рубящие риффы гордо вышли на первые роли, что хорошо видно на примере таких хуковых боевиков как "Sveablotet" ("Жатва Свеев") или "Spjutbadden" ("Постель Из Копий"), в то время как фолковая составляющая на этот раз ограничена партиями скрипки. Но и этого оказалось достаточно, чтобы украсить залихвасткими народными мелодиями разудалые и напористые вещи "Slaget Vid Bravalla" ("Битва У Броваллы") и "Tvenne Drommar" ("Два Сна"), заставляющие проникнуться ослепляющей эйфорией битвы и непреклонностью рока.

Лирическая сторона альбома представлена не менее захватывающими произведениями ''Ett Sista Farval'' ("Последнее Прощание") и ''Krakes Sista Strid" ("Последняя Битва Краке"), где вокальный дуэт Эрика и Эллинор Вайдфорс, которая также принимала участие в записи предыдущей пластинки, преобразует мидтеповый стафф в пленительные сказочные повествования с преобладанием акустических мелодий и трогательных хоровых напевов. Во многом благодаря им же заключительная баллада ''Dodskvadet'', посвященная Рагнару Лодброку, приобрела столь чувственный драматизм и душевность, овеянные светлой печалью по ушедшему в золотые чертоги герою далекого прошлого.

В разделе бонус-треков пластинка также преподносит парочку приятных неожиданностей. Первая из них – кавер на ''(Don't Need) Religion" Motorhead, органично исполненный в характерной стилистике Manegarm, а также ''Day Star – Son Of Dawn" – весомый образец по-шведски мощной блэчины, облаченной в броню норманна, еще один ремастированный и облагороженный раритет из раннего творчества шведов, прежде никогда ранее не издававшийся. Как мы видим, музыканты не только ревностно чтут свои национальные корни, но и отдают дань столпам тяжелого метала (не даром в видеоклипе на ''Hervors Arv'' Эрик Гравсё предстает с басом Rickenbacker наперевес) и не чураются оглядываться назад, на собственное прошлое.

Их новая работа динамична и красочна, до краев наполнена бурлящей энергетикой и воинственным духом. Настоящая языческая ярость и непреклонность, варварский романтизм, а также неприкрытая гордость за деяния пращуров, сказания о которых передавались из уст в уста, стали лейтмотивом альбома. Этот тот самый случай, когда вполне каноничные приемы, взятые на вооружение многими командами, приумножены и преподнесены с небывалой свежестью и мощью. Если коротко, "Fornaldarsagor" вполне справедливо стоит назвать эталонным образцом самого настоящего скандинавского (не мексиканского, не бразильского, не японского, и не индийского) викинг-метала в своем исконном обличье, черты которого за последние годы несколько исказились.