ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Мегатонна "Взрыв Сверхновой"

12-08-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
МЕГАТОННА
Релиз
"ВЗРЫВ СВЕРХНОВОЙ"
Год
2018
Стиль
Punk rock / punk metal / crossover
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Екатеринбург

Не секрет, что на заре своего становления метал и панк были как близнецы-братья, часто шли рука об руку, а порой перетекали один в другой. Даже ранние диски таких трэшевых титанов, как Holy Moses многие критики очень долго рассматривали не иначе как утяжелённый панк-рок, а британские злыдни из Onslaught, как и многие другие тяжёлые команды тех лет, в начале своей карьеры издавались на панк-лейблах. Собственно, для такого соприкосновения жанров уже в те годы был придуман особый термин – кроссовер, и применим он был не только к составам вроде D.R.I., но и к таким эпохальным командам, как Carnivore. К чему я всё это? А всё к тому, что, кажется, сторонники циклического развития истории в чём-то правы, и сейчас мы все становимся свидетелями того, как метал и панк вновь сближаются и начинают всячески взаимодействовать. С одной стороны у нас есть такие панк-капеллы, как Antreib, П.Е.Т.Л.Я., Чокнутый Пропеллер, которые звучат как настоящие металлические локомотивы, а с другой – ортодоксальные трэшеры и хэви-металлисты, со всё большим интересом посматривающие в сторону панк-заповедника.

Не знаю, насколько молодой уральский коллектив под названием Мегатонна желает влиться в тренд и поймать волну, но позиционирует он себя именно как металлический панк, а его железно-ностальгические риффы на самом деле вызывают в памяти первопроходцев NWOBHM, суровых адептов классического хэви-металла, грозных воителей прото-трэша и тому подобных представителей архаических железных дел из самого начала 80-х. Кстати говоря, уже в ходе первого прослушивания дебютного лонгплея коллектива у меня возникло три стойких ассоциации, и они во многом сделали знакомство с группой очень приятным и благотворным, а потом я считаю, что о них стоило бы обязательно упомянуть. Первая ассоциация – Азон. Именно эта группа и в особенности её альбом “Пока не выключат свет” заставила меня пересмотреть собственное мнение по поводу роли панк-рока в становлении настоящего бескомпромиссного и концептуально выдержанного металла, и в частности заставила взглянуть совсем другими глазами на панк-влияния в музыкальной канве ранних Iron Maiden.

А вот и вторая ассоциация – ранний Iron Maiden эпохи Пола Диано. Конечно, Илье Денисову далеко до риффов и композиционных высот ранних железнодевцев, но в общем и целом его материал, как и упомянутый выше Азон, звучит сейчас очень в духе “Prowler”, “Running Free” и “Charlotte The Harlot”, а также таких коопераций как Samson, Angel Witch, Tygers Of Pan Tang, Fist и Wildfire, и, к слову сказать, гитарные партии на актуальной пластинке совсем не так плохи, как могли бы: здесь есть и неплохие соло, и не самые примитивные риффовые атаки, и достаточно продуманные переходы от одного к другому, а среди вошедшего на диск десятка композиций можно найти и бодрые прото-хэви-антенны в духе “Непокорённой вершины”, и прочувствованные баллады (“Экстра-Экстраверт”), и почти виртуозные, почти мегадэтовские атаки наподобие тех, что так амбициозно прорисовываются в номере под названием “Рок-музыка звучит во мне”. Гитара рычит как раненый зверь, и мне этот рокот напомнил благословенный 1993 год, когда я открыл для себя Ugly Kid Joe и их превосходный “As Ugly As They Wanna Be”.

Пожалуй, если с кем-то и сравнивать Мегатонну, то как раз с этими американскими хулиганами, которые были так смелы и неистовы, что покорили своей дебютной работой практически весь мир и добрались со своей сокрушительной кассетно-виниловой экспансией даже до территорий бывшего СССР. Конечно, звук у Мегатонны куда более архаичный и олдовый, а их поэтичность (“Что же есть спасение”) однозначно выдаёт в главном авторе и сочинителе последователя песенных традиций Чёрного Кофе и Тяжёлого Дня, однако основной надрыв у коллектива однозначно восходит к бунтарским тенденциям Ugly Kid Joe и их панково-металлическим поискам и находкам, только выражен он не в духе 90-х, а на языке и с использованием средств художественной выразительности, принятых в конце 70-х-начале 80-х. Автор не увлекается смачным драйвом и сокрушительным дисторшном, а предпочитает им скелетоподобный саунд времён ранних Black Sabbath, Motorhead, Venom, Discharge и Ramones, что делает его творчество прото и перво-металлическим, апеллирующим к изначальным архетипам раннего хэви-металла.

По мере прослушивания “Взрыва Сверхновой” невозможно не обратить внимание на вокал. Очевидная первая реакция – он слаб. И да, это так, но у меня есть и другое мнение. Он не просто слаб, он ленив. Вокалист поёт как бы неохотно, не желая напрягаться, выходить из зоны комфорта и разрушать своё неспешное прикайфовывание на фоне олдскульного скрежета гитар. И в связи с этим у меня четвёртая, несколько спонтанная и изначально не планировавшая для озвучивания ассоциация – великие швейцарские “хамелеоны трэша” из Celtic Frost и их альбом 1988 года “Cold Lake”. После триумфального авангардно-трэшевого эпика “Into The Pandemonium” этот лёгкий и глумливый диск был настоящей пощёчиной метал-снобам, а то, как  развязно швейцарцы заигрывали там с глэмом и панком буквально обескуражило всех их ортодоксально настроенных поклонников. Так вот. Вокальная манера Тома Ворриора там была очень схожа с современной Мегатонной, голос  тоже был ленив, глумлив, расслаблен и рассеян, как знаменитый Рассеянный с улицы Бассейной Маршака, и это не было недостатком, это было стилистическим приёмом.

Конечно, там не было таких откровенно слабых и издевательских фрагментов, как, скажем, у Мегатонны в треке “Смотри на планеты” в отрывке 3:28-4:06 (тут если и вспоминать кого-то, то таких деятелей отечественной металлоэстрады как Галактика, Магнит и Металлаккорд), но параллели, тем не менее, вполне ясны и очевидны. Было бы куда более закономерно и естественно, если бы “Взрыв Сверхновой” был записан и появился на прилавках музыкальных магазинов в 80-х или в начале 90-х, встав в плотные ряды кассетных релизов Легиона, Арии, 99% и иже с ними, но случилось как случилось, и Мегатонна далеко не единственная группа, которая творит сейчас в 2019 году в подобном же стилистическом ключе, а это, как я уже упомянул выше, тренд, и он далеко не малочислен, в то время как задействованы в нём не только зелёные новички, но и маститые музыканты (вспомнить хоть Школу Рока). Ещё немного, и я всерьёз поверю, что в одну реку можно войти дважды, а восставший из 80-х NWOBHM вовсю бушует прямо сейчас на территории нашей с вами исторической Родины, и, кстати, по канонам и критериям этой самой волны, Мегатонна вполне себе неплоха – может быть, не дотягивает по рангу до Iron Maiden, а вот до Samson и Tank вполне.
Сообщество Мегатонны ВКонтакте: https://vk.com/megatonna_band