ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Raventhorn "Shadows Of Lonehill"

08-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
RAVENTHORN
Релиз
“SHADOWS OF LONEHILL”
Год
2020
Стиль
Symphonic black/Melodic Black / death metal/thrash metal/ progressive metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Пропаганда вороньего культа под вывеской столичного Raventhorn растёт, прогрессирует и множится, и два года спустя после выхода их официального дебютного полноформатника на просторах всемирной паутины появился его преемник – концептуальный мега-монстр “Shadows Of Lonehill”. Участники дуэта набираются опыта, ещё более входят в роль мрачных сказителей, а результат в этом смысле вполне предсказуем – их музыка и истории тоже становятся злее, страшнее и реалистичнее. Эффект 3D-присутствия на обложке как нельзя более кстати, раз уж речь идёт про тени на одиноком холме, и шапочное знакомство на этапе встречи релиза “по одёжке” сходу накидывает “воронам” пару лишних баллов в глазах потенциальных слушателей.

И ведь эти экстра-баллы не начинает хотеться забрать назад, даже когда мы с головой окунаемся в лазерные дорожки их актуальной работы! Да, с точки зрения жанров и звуков столичные визионеры просто смешали симфо-блэк и прог-дэт, а на выходе получили долгое и предельно мрачное повествование в обрамлении характерных фишек из названных стилей, но это явно больше чем просто сумма частей! В Канаде их сравнивали с Carach Angren, Opeth и SepticFlesh, а я могу сказать, что такой промозглый и каркающий материал великолепно дополняет ненастные ноябрьские вечера, когда обед давным-давно миновал, до ужина ещё далеко, а на улице так мокро и неуютно, что лучше посильнее закутаться пледом и думать про то, как хорошо, что все дожди и штормы в данный момент там снаружи, а не здесь внутри.

Обильные оркестровки, сдвоенный вокальный мрак, синтетические перестуки драммашины и полифоничный саунд команды вкупе с их нестандартным композиторским мышлением напомнили мне ранние происки Блэкхайма в рамках его Diabolical Masquerade, а их чистоголосые вокальные эксперименты вызвали в памяти любимые мюзиклы и культовые мультики Тима Бёртона. И да, стоит отдельно сказать про то, как возвышенны и благородны мелодии команды, как далеки от вымученной ретроспективности их риффы и какой одухотворённой страстью дышат голоса всех без исключения певцов, а также про то, что такой “дарк-джаз”, не желающий плестись в хвосте ортодоксальных блэковых групп тридцатилетней давности, лично мне на самом деле очень импонирует.

Чистоголосых вокальных линий у Raventhorn ещё никогда не было так много. В некоторых местах, как например в “Watershed” из динамиков и вовсе повеяло каким-то арт-роком, а порой мне казалось, что я слышу безумный эксперимент в духе “Ночь в опере”, записанный в стиле Cradle Of Filth. Чем дальше развивается альбом и чем ближе мы к финалу, тем экспериментов становится больше, голоса-рассказчики выходят на авансцену увереннее, а нестандартные куски и собственные ноу-хау команды выглядят смелее и колоритнее. Диск действительно напоминает саундтрек к несуществующему триллеру, но это совсем не говорит в пользу его несамостоятельности и не умаляет его слушабельности.

В последнее время в подобном концептуальном ключе пытаются играть многие отечественные коллективы, и бывают дни, когда похожие релизы приходят ко мне в посылках чуть ли не пачками, но в плане качества и серьёзности никто из них даже близко не стоит с актуальной работой этих талантливых мультиинструменталистов. Даже на пластмассовый стрекот перкуссии особо не обращаешь внимания, поскольку она воспринимается как часть общего симфонического фасада и словно стесняется быть более железной, выпирающей и агрессивной, чтобы не сломать ненароком красоту и изящное многообразие затейливых аранжировок “воронов”. Сделали бы этот альбом лучше “живые” барабаны? Далеко не факт и далеко не обязательно, хотя возможно.

Британская чопорность и лёгкие намёки на мглистые кельтские фантазии изящно обвивают ткань повествования, не забывая про обязательные ссылки и полезные посылки в сторону Эдгара По, а сюжетная линия как и два года назад у Raventhorn извилиста, непредсказуема и напоминает хороший детектив с душещипательным зачином, изрядной долей мистики и непредсказуемыми поворотами повествования. Чувствуется, что авторам по-настоящему хочется втянуть слушателей в свою историю и заставить их не просто переживать и сопереживать героям, но реально заставить их жить в придуманном для альбома мире, для чего музыканты не жалеют хитростей и разных авторских уловок.

После того как страсти таинственных холмов отгорят и последний звук рецензируемого альбома затихнет в атмосфере, нас ждёт шикарный постскриптум в виде кавер-версии на SepticFlesh и их “Virtues Of The Beast”. И это очень неплохое послесловие, которое вдобавок ко всему даёт великолепную возможность сравнить актуальное творение москвичей с их великими и признанными греческими наставниками. Общего у двух команд не так чтобы очень уж много, но оно есть и относится главным образом к их способу взаимообогащения тяжёлого металла и оркестровых симфонических кусков. Жирно, драматично, убедительно – и SepticFlesh, и Raventhorn делают своё дело на совесть, а атмосфера их треков кажется почти живой.

Если вы до сих пор любите классические эпопеи Кинга Даймонда и по-прежнему с интересом присматриваетесь к группам, симпатизирующим кинематическим делам, то оркестровые фантазии “Shadows Of Lonehill” крайне желательно также не обойти своим вниманием, выкроив в своём плотном графике дождливый вечер с подходящей атмосферой, а в бюджете – бутылку хорошего красного вина. Я совсем не уверен, что хоть отчасти верно воспринял и понял сюжет, но для меня это и не было столь принципиально. Как часто концептуальные альбомы в наше время превращаются в дешёвые радиоспектакли с пафосной претензией на повествовательность, которые так трудно дослушать до конца или тем более слушать себе в удовольствие, но не таковы RT.

Ребята не пытаются выехать за счёт текста и положенной в основание пластинки истории, не филонят в плане чисто музыкальной составляющей, и их действительно просто приятно слушать, уносясь мыслями по ходу звучания “Shadows Of Lonehill” в какие-то далёкие и прекрасные дали. Скажу даже так: музыка на альбоме так хороша и настолько увлекательна, что по мере прослушивания новых треков этой команды почти невозможно не начать придумывать под эти вещи свои собственные истории, наделяя их своими собственными смыслами, как все мы делали когда-то в детстве, только-только открывая для себя мир тяжёлого металла и эпохальные коллективы-гиганты.