ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Rosa Infra "Дети Ущерба"

16-04-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ROSA INFRA
Релиз
“ДЕТИ УЩЕРБА”
Год
2020
Стиль
Avantgarde metal / infra metal / industrial metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

То, чего многие так долго ждали, наконец, случилось – в день космонавтики, когда весь мир стенал, опутанный цепями коронавирусной пандемии, московские экспериментаторы и первопроходцы инфра-металла из Rosa Infra выпустили, наконец, свой новый полноформатный альбом. Группа работала над диском долгих четыре года, которые тянулись после выхода их предыдущего лонгплея “Мета-Кома” просто гипер-медленно и архи-тяжко, дата релиза многократно откладывалась и переносилась, синглы-ласточки всё больше растравляли и раззадоривали любопытство и аппетит, и, вероятно, кому-то стало уже казаться, что этот день не настанет вовсе, и “Дети ущерба” не выйдут ни в этом году, ни в следующем, но нет – вот он перед нами, доступен для прослушивания, а Rosa Infra как никогда сильны, хороши и уверены в себе. И разве не показатель уверенности назвать диск вот так и залепить оглушительную оплеуху всем ущербным и убогим?!

Не хочется лишних слов в этой рецензии – я думаю, все уже более или менее в курсе того, что такое Rosa Infra, ведь их концептуальное творчество и жесточайшая борьба с культом потребления давным-давно породили целые легионы хейтеров, последователей, критиков, пламенных приверженцев, подражателей и иже с ними. Современное творчество Rosa Infra – это не просто рок-опера или музыка, основанная на некоем, пусть даже весьма обширном и многословном литературном либретто, это увесистый метафизический и лихо философски закрученный мировоззренческий манифест, обладающий всей необходимой методологической базой и категориально-понятийным аппаратом, это взрыв и прорыв, идеально слаженный философский эксперимент и духовный феномен, сделанный по всем законам современного музыкального бизнеса, хоть и направленный формально против него.

Я не буду сейчас окунаться в нюансы истории, которую рассказывают на своей актуальной аудио-эпопее Николай Карпушин и его верные соратники, тем более что сама группа достаточно подробно обо всём этом поведала у себя в сообществе, а я уже и так частично касался этих тем и сюжетов в своих рецензиях на предшествовавшие выходу “Детей Ущерба” синглы, скажу только, что продолжение вышло достойным и интересным. Умело ввернув элементы детектива, мистики и философско-мифологической притчи (а рассказы Платона про андрогинов в “Пире” это философия, которая, максимально сближаясь с предельной метафизикой, спиритуализмом и реалиями, недоступными для вербального отражения, словно птица Феникс, превращается в миф) в свой атональный индустриально-авангардный инфра-метал, Николай Карпушин и его команда записали идеальный бестселлер мира вырождения, материализма и нравственного апокалипсиса.

Когда я слушал синглы, предшествовавшие релизу “Детей Ущерба” и являвшиеся составными частями этой внушительной эпопеи, то отмечал их экспериментальность и разнообразие, но грешным делом подумывал о том, что альбом, вероятно, выйдет слишком эклектичным и разнородным, нецелостным, но нет – моим опасениям не суждено было сбыться. Авторы не зря потратили столько времени на то, чтобы скомпоновать свои мысли и идеи в единое целое – их новейший диск звучит очень органично и в то же время (как бы парадоксально это ни звучало) легко для восприятия. Предельно жёсткие басовые линии и атональные вокализы Николая Карпушина теперь воспринимаются гармонично, естественно и даже хитово. И дело здесь совсем не в каком-то искусственном облегчении, а исключительно в возросшем профессионализме команды, которая научилась максимально адекватно пользоваться своими фишками и идеями.

Смесь выстраданной задумленной готики Type O Negative и радикальной индустриальщины Fear Factory в исполнении Rosa Infra звучит по-прежнему громко и эпатажно, но эпатажа как такового сейчас уже минимум, а намного больше зрелости, адекватности и просто творчества. По сравнению с материалом “Мета-Комы” в случае с “Детьми ущерба” налицо очень естественная и лёгкая (нарочно вновь использую это слово) подача, адекватное построение альбома и великолепный саунд в лучших традициях бывалых метал-перфекционистов. Нет никаких сомнений, что перед нами ультимативные и жесточайшие формы современной музыкальной индустрии, но это именно музыка, причём музыка отличная, и звучит она предельно доступно, доходчиво и убедительно. Для того чтобы быть услышанным, нужно быть конкретным – пожалуй, это главный вывод, который Rosa Infra сделали для себя после выпуска своего прошлого лонгплея.

Конечно, на рецензируемом диске хватает диссонансов и не самых лёгких для восприятия звуковых наслоений, но для ушей искушённых металхэдов, которые к тому же уже заучили наизусть композиции с “Мета-Комы”, я уверен, всё это будет, что говорится, на один зуб и никаких проблем с восприятием ни у кого из них не возникнет. По крайней мере, я слушал диск с большой радостью и с огромным удовольствием дрейфовал по волнам искажённых инфра-пульсаций команды. Даже тяжеловесные и до зубов оснащённые межпредметными отсылками лириксы ничуть не нагружают и не давят на сознание при прослушивании, а воспринимаются скорее как увлекательный и преисполненный остросюжетными приключенческими коллизиями детектив, следить за развитием которого легко и приятно. Даже самая грузная и атональная “Взаперти” не показалась мне такой уж изломанной, а скорее напомнила “Пельменную” Анатолия Крупнова.

Rosa Infra не перестают играть с контрастами и теперь лавируют на самом острие бритвы Окккама – как я уже отмечал, альбом “Дети Ущерба” de facto и по своим габаритным данным является предельно качественным и полностью конкурентоспособным продуктом современного шоу-бизнеса, играет по его правилам и соответствует его канонам, но вместо привычной пустоты под красочной и привлекательной обложкой и за впечатляющим саунд-фасадом прячет потрясающий воображение арсенал интеллектуальных доводов, весомых аргументов и детально проработанной апологетики. Николай Карпушин явно был бы весьма не прочь стать лидером современных интеллектуалов-контркультурщиков, и его новейший релиз, определённо, должен ему в этом помочь. Предельная мыслительная концентрация и многократное повторение одних и тех же тем граничат с занудством, поэтому их следует подсластить красивыми мелодиями – похоже, именно так звучит второй вывод, который музыканты сделали в ходе работы над диском.

Серьёзные темы, правильные, адекватные, но не считающие нужным снижать свою планку, чтобы стать понятными даже для несчастных двоечников-дегенератов, формулировки и очень плотная и буквально фонтанирующая смыслами атмосфера напряжённой академической дискуссии отличает все без исключения композиции на альбоме, и все вместе они будут держать вас в тонусе на всём протяжении звучания пластинки. Николай Карпушин окончательно вошёл в роль харизматичного метал-пророка и взойдя на воображаемый амвон, вовсю обличает и кроет анафемами псевдотворчество, фальшь, и прочие наклонности рабов потребления. Цитаты из Библии и из литературной классики сочетаются на альбоме с мелодиями российского и американского гимнов и прочими параллельными местами и скрытыми отсылками, и такая цитатность делает его ещё более похожим на серьёзный научный труд – на эдакую метал-диссертацию.

Я до сих пор практически ничего не сказал о музыке “Детей Ущерба”, и это не случайно. Альбом нужно слушать. Конечно, предварительно было бы очень неплохо ознакомиться с его предысторией в виде “Мета-Комы” (если вы вдруг этого ещё по каким-то причинам до сих пор не сделали), полистать сообщество Rosa Infra ВКонтакте или даже прочесть книгу Николая Карпушина (да, он действительно пишет настоящие бумажные книги с соответствующим объёмом) и ни в коем случае не бояться затраченного времени и пресловутого “многабукаф”. Я даже скажу больше: тем, кто боится больших и серьёзных текстов, мыслей, настоящей литературы и живого тока размышлений, альбом всё равно не зайдёт – им будет элементарно нечем его воспринять, и брошенные участниками Rosa Infra семена просто не найдут, где и как прорасти на сухой и безблагодатной почве людей с значком iq ниже заметно превосходящего средние значения.

И всё-таки пару слов о музыке сказать хотелось бы. Мне очень понравилось и до сих пор очень нравится, как в музыкальную палитру “Детей Ущерба” вписался вокал Юлии Тюриной (“Фантом”, “Чёрное Зеркало”, “Симург”), очень понравились мелодические эксперименты Николая, доходящие порой чуть ли не до синти-поп-рубежей (“Ночь нас зовёт”) и до чистого авангарда (“Снова Она”, “Взаперти”, “Так растут цветы”), понравилось соло на саксофоне в исполнении Григория Климова и сгустки чистой атмосферности с намёками на шаманизм в “Олирне”, позабавила и взбодрила хулиганская авангардщина “Взаперти”, и даже очевиднейшие порой отсылки в сторону Type O Negative (в “Гниёт Ноябрь” и “Симурге”, например) ничуть не разочаровали и не испортили впечатление от релиза, который на самом деле оставил у меня весьма шипучее и искристое впечатление.

Rosa Infra словно перешли на следующую ступень своей эволюции и от жёсткой и жестокой войны с обществом потребления от “борьбы против…” и “борьбы с…” обратились к “борьбе за…”. Песни с нового альбома выглядят намного более глубокими, разносторонними и разнообразными с точки зрения поднимаемых тем: здесь и любовь, и ревность, и гармония с самим собой, и подлинные ценности, и сомнения, и страдания в разлуке, и андрогинный идеал, которым грезили ещё Платон, Бёме, Соловьёв и Бердяев, и много чего ещё. Кажется, что до хейтеров и собственно “детей ущерба” современным Rosa Infra уже нет дела, а намного больше они сосредоточены на более глобальных, высоких, вечных и непреходящих ценностях. Горизонталь времён “Мета-Комы” сменилась вертикалью “Детей Ущерба”: “Верни же небо в сердце, стань вторым крылом души, верни же цельность птицы.…В вечном танце половин венчается единство”.

Альбом очень сильный. Намного более сильный, чем того можно было бы ожидать. Я подходил к прослушиванию диска абсолютно безо всяких завышенных ожиданий, предубеждений и сдерживающих препон, будучи готовым писать только жёсткую и беспринципную, рассыпающуюся острыми осколками и не знающую полумер правду (Rosa Infra сейчас дошли до такого рубежа своей в эволюции, что даже нарочитое хейтерство им ничуть не повредит, а напротив усилит их и без того безмерно укоренившуюся мощь), но нет, всё очень и очень сильно, слушабельно, литературно и убедительно. Можно вылить на “Детей Ущерба” хот тонну помоев, но отказать релизу в харизме и новаторской убедительности всё равно не получится. Несомненно, один из лучших отечественных релизов ещё далеко не завершившегося 2020 года, если не самый лучший – альбом, который стоит попробовать на зуб каждому, кто знает толк в хорошем металле.