ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Ruf Croc "Жизни путь"

04-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
RUF CROC
Релиз
“ЖИЗНИ ПУТЬ”
Год
2019
Стиль
Heavy metal / alternative rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Дебютный альбом таинственного столичного one-man-проекта с не менее таинственным и не самым лёгким для запоминания и произнесения названием позиционируется самим автором и создателем как концептуальный, причём говорить об этой концепции мастермайнд не хочет, предпочитая, чтобы каждый слушатель сам для себя решил, как воспринять и оценить его работу. Замечу сразу, в данном случае это не просто рекламный ход, а действительно понимание того простого факта, что лучше один раз услышать и самостоятельно распробовать и оценить “x”, чем сто раз услышать о “x” и услышать о том, как кто-то оценил и понял “x”.

Человек, придумавший и записавший альбом “Жизни путь”, явно не страдает зашоренностью восприятия, ведь как иначе объяснить, что у него получилась настолько лихая смесь из прямолинейного хэви-металла, разухабистого колхозного панка, уличного хип-хопа и альтернативного рока. Материал пластинки на самом деле напоминает рок-оперу (и не только классические или раскручено-топовые варианты, но и таких незаслуженно подзабытых в наше время деятелей как Waltari и Sieben!), имеет достаточно сложную структуру и весьма непредсказуем, свеж и почти авангарден.

Недостатков на данный момент у альбома всего два: звук (запись, сведение) и вокал. В первом случае, полагаю, всё понятно без особых пояснений (самодеятельный diy-релиз, к тому же и дебютный, очень редко вообще в принципе способен звучать круто и впечатляюще, и “Жизни путь” не стал исключением, хотя и избежал какой-то нарочитой пластмассовости или подвальности), а вот о вокальной манере музыканта, занимавшегося интеллектуальным дизайном рецензируемого альбома, стоит сказать особо. Не заметить сходство его вокальных упражнений с исполнительской манерой Юрия Клинских не просто трудно, а невозможно. Более того: совершенно невозможно. Я не думаю, что это однозначно плохо, но профессионализма автору в плане вокальных дел на данный момент пока ещё явно недостаёт.

А вот музыкально-концептуальные идеи Ruf Croc оригинальны и на самом деле интересны. Несмотря на то, что на первый взгляд они напоминают всё тот же Сектор Газа и самодеятельные коллективы вроде Стальных Нервов и Diagor, на поверку и при чуть более внимательном и заинтересованном рассмотрении оказываются куда интереснее, разнообразнее и глубже. Даже нарочитая простота и безыскусность некоторых вокальных партий не портят ощущение неоклассической экспериментальной глубины, которое перманентно присутствует во всех без исключения треках с альбома. Ну а к вокалу нужно просто привыкнуть.

Помпезное, размашисто-саундтрековое интро настраивает сознание потенциального слушателя в духе “ждите неожиданного”, а первый трек “Иллюзия” хоть и звучит мощно, но оказываемый им эффект лучше всего описать как “фейсом об тейбел” или “с небес на землю”. Здесь вокал автора звучит не совсем характерно, более хрипло и надрывно, но незатейливые рифмы и как будто слегка глумливый, уличный стиль пения обескураживают. Смесь System Of Down, Tool, Opeth и Сектора Газа в исполнении Ruf Croc звучит очень по-русски и очень авторски, но всё-таки не кажется клоном, калькой или пародией. Это определённо переосмысление и не такое уж плохое.

Порой альбом предлагает своим слушателям совсем уж парадоксальные выверты: так, в треке “Тишина” нас ждёт интересная вокальная полифония, и эти напевы-начитки воспринимаются тем эффектнее, что разворачиваются на фоне вальсоподобных эфирно-неоклассических инсинуаций; в “После себя” слышится чуть ли не ядовитый немецкий индастриал-фолк в духе In Extremo и Tanzwut, а “Жизнь в радость” устремляется куда-то в сторону дарквейва и дайнелакайненовскогого индустриально-электронного авангарда. И заканчивается всё, само собой, величественным инструментальным заключением, которое звучит помпезно как и интро.

Что ещё более интересно, пластинка обладает какой-то почти магической харизмой, и чем больше слушаешь её, тем больше проваливаешься в гипнотическую паутину музыкально-текстовых фантазий автора, которые при всей их внешней и кажущейся примитивности примитивными совсем не являются. У альбома есть своя внутренняя логика, в каждом треке присутствует немало достаточно интересных музыкальных решений, а рифмы прямолинейны и очевидны далеко не всегда, и даже в тех случаях, когда это всё-таки так, мы скорее имеем дело со стилизацией, чем с неумением выразить себя более адекватным, возвышенным и интересным образом.

На случай, если основного (концептуального) материала вам показалось мало, релиз дополнен бонусной секцией, куда входят четыре совершенно автономных трека, которые дают возможность взглянуть на Ruf Croc немного под другим углом. Наиболее интересен из них последний – “Весна пришла!”, где Ruf Croc поёт в дуэте с приглашённой вокалисткой Анной Косьяновой. Здесь музыкант ещё более опасно, чем обычно, балансирует на тонкой грани между хаосом, авангардом, безумием, гениальностью и полным ниспадением в тотальную пучину диссонансов и антизвука, но именно этим данный трек и вся рецензируемая работа в целом и интересны.

Альбом авангарден, и данный факт в очередной раз заставляет меня вспомнить Waltari и в частности провести параллель к их “Death metal symphony”. Несмотря на то, что у Ruf Croc заимствований из дэт-металла не имеется (воспринимать в таком качестве “брутальные” моменты в “Жале” я бы всё-таки не стал), сам подход к сочинению и исполнению материала у автора на самом деле имеет немало сходств с творчеством этих финских авангардщиков. Перед нами определённо рок-опера, и это не просто мюзикл средней руки и попытка воссоздать внешний видимый лоск настоящих рок-опер, а нечто гораздо более серьёзное, масштабное и настоящее.

У меня релиз оставил по большей части положительное впечатление, и хотя после многократных прослушиваний достаточно однообразные вокальные партии и специфический гитарный звук успели набить оскомину и завязнуть на зубах, оригинальность и смелость автора по-прежнему были совершенно очевидны, и проигнорировать их было просто невозможно. С вокалом и гитарами определённо надо что-то делать, а вот способность музыканта так легко, креативно и свободно обращаться с металлическими, панковыми и альтернативными клише заслуживает внимания и уважения. Для начала очень ярко и многообещающе, да ещё и со смысложизненными мировоззренческими текстами, заставляющими вспомнить о самом ценном и сокровенном!

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 7 за 2019 год