ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы RutabagA "Экзистенция"

30-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
RUTABAGA
Релиз
“ЭКЗИСТЕНЦИЯ”
Год
2020
Стиль
Melodic death metal / metalcore
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Хабаровск

Из тёмных хабаровских лесов на свет вышла группа, которая называет свой стиль не иначе как армагеддон-метал. Может быть с такой громкой характеристикой собственного жанра музыканты немного поторопились, но факт, что при покупке дисков, журналов и любой другой продукции покупатель ориентируется в первую очередь на обложку, постарались учесть и заставить активно лить воду на свою мельницу. Арт с разбушевавшейся стихией в духе брутального Айвазовского приковывает к себе глаз и будит воображение, прикармливая ястребов-надежды, а дальше…

А дальше уже дело техники, ведь главная задача вырвать потенциального слушателя из калейдоскопа мелькания музыкальных новинок достигнута, и он уже заинтересованно тычет в треки. Удержать же современных почитателей экстремального тяжеляка RetabagA планируют за счёт скоростного винегрета из мелодичного дэта, едкого трэша и жгучего металкора, которые музыканты складывают в порционные формочки и доводят до готовности достаточно нестандартным и заслуживающим внимания способом с чертами ранних Messiah и Invocator.

Высокие скорости исполнения, нестандартные бэковые подкладки в духе симфонизмов, акустики и даже танцевальной электроники позволяют подозревать хабаровских бруталлерос в симпатиях к прогу и индастриалу, а если прислушаться к читке вокалиста уже во второй вещи “Манифест мизантропа”, можно даже найти отголоски современного агрессивного хип-хопа с его производными. Немного какофонично и разбросанно, но всё равно довольно вкусно и интересно, рутабаговцы гнут свою линию на протяжении всех десяти треков, и это звучит мощно.

Отдельного разговора заслуживают чистоголосые линии группы. Они появляются уже в самом начале альбома, их много, и они абсолютно не трэшевые и не дэтовые. Впечатление они оставляют скорее альтернативное или хипхоповое, а в некоторых частях пластинки отчётливо веет панком. Я долго думал, напоминает ли мне трек “Живи Сейчас” Finntroll или скорее Сектор Газа, а в итоге пришёл к выводу, что там есть довольно много и от первых, и от вторых, и ещё, пожалуй, даже что-то от финских кудесников из Waltari и наших знаменитых соотечественников из Аркона.

А вот если вас привлекло экзистенциальное название диска, то дело может закончиться разочарованием. Дело в том, что музыка у ребят на порядок выше и интереснее, чем их лирика. Быть может, в их текстах и присутствуют неплохие идеи и достойные внимания проблемы, над которыми действительно стоило бы поразмыслить, но стиль изложения и градус литературности у ребят находятся на довольно посредственном, если не сказать школьном уровне. Я читал выложенные в их сообществе лириксы, и чем дальше, тем грустнее и печальнее мне становилось.

Хотя в этом плане есть одно верное средство – тексты просто не читать. В своём печатном и оторванном от музыки и хриплой вокальной подачи варианте они действительно выглядят весьма специфично и коряво, а вот когда слышишь обрывки доносящихся сквозь музыку, вскрики и взрыкивания строчек, впечатление складывается более благостное и аутентичное. Тут вам и обескураживающая прямота (“идите на хрен” в финале “Манифеста мизантропа”) и намёки на философское осмысление жизненных коллизий, и почти басенная мораль.

Немного упрощая, я бы назвал творчество этой команды современным экстрим-арт-трэш-кроссовером. Взяв за основу хриплые подвиги злыдней из Legion Of The Damned, Raise Hell, Invocator и Necrodeath, хабаровские экспериментаторы дали волю фантазии и явно не стали ограничивать себя в желании добавить в песни элементы всех своих любимых команд. Колхозный панк, яростный трэш, интеллигентный мдм, топорный дэт, современная околометаллическая альтернатива, пафосный симфо-блэк и даже диско-метал – всё шло в ход и всё пригодилось.

На заре становления экстремальных металлических жанров подобными экспериментами занимались группы вроде Macabre и Lawnmower Deth, а теперь, когда у теории хаоса становится всё больше адептов и последователей, такой непредсказуемый и с трудом однозначно идентифицируемый сплав имеет все шансы найти отклик у современного слушателя и заинтересовать его. Из всей многочисленной и разнообразной природной фауны нашей планеты RutabagA явно больше всего симпатизируют хамелеонам и сами в своём творчестве похожи как раз на такого непредсказуемого и постоянно меняющего окраску зверя.

В наших широтах и на русском в подобном духе пробовали себя певцы стрит-романтики из Divinators, похожие ингредиенты использовали Insidious One, Murder District, Atrium Mortis и Absorbed Dose, но Rutabaga решили быть ещё более разнообразными и смелыми, вобрав в себя всё, что было у их предшественников и совершенно без хлеба. Не знаю, насколько музыканты ставили себе такую задачу сознательно, но по факту их ядерный трэш-альтернатив-металкор выглядит временами даже вполне музыкальным, объёмным и слушабельным, хотя для того чтобы окончательно освободиться от рваной лоскутности им ещё предстоит попотеть.

Не стоит искать в “Экзистенции” предсказуемых решений и проторенных дорог - идея и замысел диска совершенно другие. Авторы постарались задействовать как можно больше разнородных, а порой и однозначно противоречивых, но действенных фишек с тем, чтобы создать настоящую музыкальную машину убийства, и это у них получилось. Я думаю, на концертах такие симфонии разрушения должны идти за милую душу и капитально прокачивать толпу, возвращая из небытия всех уснувших и перебравших. Хаос наступает, Suicidal Tendencies джемуют с Legion Of The Damned, а Job For A Cowboy братаются с Deeds Of Flesh и The Exploited.