ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Scarecrow "Scarecrow"

26-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
SCARECROW
Релиз
“SCARECROW”
Год
2019
Стиль
Doom rock / hard blues / heavy rock / progressive rock / heavy metal
Лейбл
SCARECROW RECORDS
Страна, город
Россия, Пермь

Есть люди, для которых Эдгар По живее всех живых, в красном углу у них висит портрет Лавкрафта, а вместо утреннего кофе они начинают свой день с сюит Sopor Aeternus и бокала кроваво-красного вина. Если всё это про вас, то сейчас самое время возрадоваться и благословить милосердную судьбу, ведь именно для вас квартет из Перми с говорящим названием Scarecrow выпустил свой долгожданный, идентичный имени группы полноформатный диск. Красивый шестипанельный диджипак в данном случае это не просто амбиции или желание пробудить интерес коллекционеров, но адекватное и необходимое условие, исходя из которого группа, исполняющая такую крафтовую и ламповую музыку, просто обязана издавать её так же стильно.

А исполняет эта команда ностальгически-семидесятничесий хард-рок с пронзительным цеппелиновским вокалом, тяжкими саббатовскими риффами, шустрыми гитарными соло и густой оккультной хоррор-атмосферой. Много импровизаций, гнетущие предчувствия и характерные сэмплы с колоколами делают своё дело, и музыка у команды выходит очень готичной и зловещей. Чтобы добиться характерного британского звучания, скеиркроувцы доверили сведение Сэмюэлю Торбитту из именитой Ritual Sound, где он нарулил весьма впечатляющее и аутентичное звучание, к которому в буквальном смысле не придраться. Все инструменты, все бэки и основополагающий голос фронтмена звучат вкусно и слаженно, а главное – гармонично.

Качество записи и музыки у ребят действительно на высоте, а что самое важное – европейским и впечатляющим можно назвать сам их подход к сочинению и исполнению своих композиций, которые на самом деле звучат как Айомми, Осборн и Батлер в свои лучшие ранние времена. Порой авторы так увлекаются выбранной темой, что начинают играть даже тяжелее и злее, чем сами чёрные субботинцы, о чём, к примеру, ярко свидетельствует четвёртая вещь с актуального диска под названием “When The Power Of Evil Are Exalted”, где удивительным образом появляются флейтовые влияния Jethro Tull и невесть откуда взявшиеся восточные мотивы, что на фоне бескомпромиссного гитарного скрежета воспринимается очень массивно и конкретно.

Возвращается флейта в шикарной балладной вещи под названием “Autumn Wood”, а сменяет её ещё одна пронзительная, сокрушительно-эпичная вещь “Madman”, где вместо флейты на разум и здравомыслие слушателя покушаются помпезные симфонические аранжировки и призрачные потусторонние хоры чёрных ангелов. В таком же монументальном симфоническом ключе следует и невероятно тяжёлая, завершающая пластинку “Scarecrow”, и в этой вещи авторы постарались всё сделать по максимуму так, чтобы сразить слушателя наповал своей бескомпромиссной вязкой меланхолией и масштабом готического сплина. Ещё никому, кажется, не приходило в голову скрестить Coven и Electric Light Orchestra, но Scarecrow не боятся быть первыми и смелыми.

Главная заслуга, честь и слава Scarecrow в том, что они очень аутентично отмотали время назад и смогли войти в точности в те же самые дымные бирмингемские тональности и настроения, которыми дышали и вдохновлялись юные и ещё не обласканные славой Black Sabbath. Такой музыкой можно и нужно гордиться, слушать такое наверняка очень приятно на виниле, а пристрастие к красным винам и декаденским безучастным выражениям на лице приходит на фоне прослушивания “Scarecrow” само собой и совершенно естественным образом. Их сравнивали с Rush и Styx, а я могу добавить только то, что такой впечатляющей реминисценции к моим самым любимым тёмным семидесятническим группам я ещё не встречал.

Уже их трёхтрековый дебют “Nosferatu” был хорош настолько, что заставил критиков со всего мира почтительно снять шляпы и склонить свои буйные головы и журналистские эпистолярные инструменты перед новыми мессиями и провозвестниками старого-доброго и старого-нового дум-рока, а “Scarecrow” просто разрывает все мыслимые и немыслимые границы, выводя группу к новым, ещё более удивительным и впечатляющим берегам. И что важно, это ведь не просто копия Black Sabbath, здесь всё намного более аутентично, серьёзно и самобытно, и в то же время сильнее и ярче чем у властителей дум современных слушателей из Ghost или Lucifer, а отголоски Uriah Heep и Magnum являются не просто ингредиентами, но молекулами единой обсессии.

Есть такая музыка, для восприятия которой исключительно нужна тишина. Тишина абсолютная, глубокая, безмерная, когда не хочешь больше ни разговаривать, ни спорить со своими внутренними демонами, а остаётся только одно желание – погружаться, погружаться и погружаться в мир теней бессознательного и в вязкую дремотную тину юнговских архетипов. Scarecrow – это как раз тот самый случай, и если уделить этому диску хотя бы минимум должного внимания и дать ему шанс, он использует его на все сто, триста и шестьсот шестьдесят шесть процентов. Рецензируемый релиз – это приглашение в мир тайн, декаданса и упоительных радостей самоизоляции, и у каждого из нас есть все шансы стать здесь почётным гостем.

Я до сих пор немного в шоке от того, что российскому коллективу удалось записать альбом, который можно поставить в один ряд с классикой и современными работами многих признанных и титулованных западных мэтров от Avatarium до Electric Wizard, но факт остаётся фактом, и это всё действительно так и никаким сомнениям не подлежит. Обложка релиза немного обескураживает своими мирными и повседневными тонами (в этом плане арт “Nosferatu” всё-таки выглядел более подобающе и в большей степени соответствовал музыке и настрою коллектива), но даже в этом есть что-то особенное. Именно такие диски впоследствии становятся лучшими по итогам месяца и года, выигрывая в разного рода номинациях, и это всё на сто процентов заслуженно и оправданно.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N3 за 2020 год. Заказать журнал: https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)