ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Шаги за Окном

10-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ШАГИ ЗА ОКНОМ
Релиз
"НАШ СТАЛИНГРАД" (Single)
Год
2019
Стиль
Rock / punk rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Красноярск

Что нужно сделать народным стрит-панкам, чтобы наконец совершить необходимый прорыв и выйти на широкую аудиторию, стать по-настоящему признанными и принятыми у этого самого народа? Вероятно, для этого им стоило бы попробовать сделать что-то, чего от них никто не ждёт, спеть про войну в Персидском заливе, про мир в Багдаде или про “Войну и мир” Льва Николаевича Толстого. Или попробовать замутить экзистенциальную эпопею с привлечением всех возможных и невозможных жизненных средств, исторических экскурсов и online-трансляций. И ведь вполне себе тоже можно про войну и мир. Про войну, которая в скрытом, имплицитном виде всегда есть в любом, даже самом крепком и надёжном мире, и про мир, который можно обрести на любой, самой жестокой и кровопролитной, беспощадной войне, если жить по совести, не идти против себя и не играть в лукавые игры с вечными ценностями.

Чем больше времени проходит со дня Победы в Великой Отечественной войне, тем более далёкой и нереальной может казаться эта война современному поколению и тем с большей силой нужно напоминать о той победе и о том, какой ценой она была получена, чтобы вызвать у современного человека соответствующие чувства и переживания. В нынешнем 2019 году данный факт осознало ещё больше самых разных рок-музыкантов, а что более важно и ценно они решили помочь осознать это и своим слушателям: немцы Juno17 записали русскоязычный кавер на песню Булата Окуджавы “Бери шинель, пошли домой”, в сообществах наших рок-героев первой величины появились разнообразные аналитические посты, а народные панки и рок-бунтари из сибирской группы Шаги за Окном посвятили той колоссальной силе духа, которой обладали наши прадеды и деды, свою новую песню, обратившись к конкретной исторической теме, но значительно расширив её.

Насколько я знаю и могу судить, “Наш Сталинград” – это далеко не просто “ещё одна песня о войне” и вообще песня не совсем о войне, а скорее даже о мире, именно о ценностях. Композиция создавалась долго, а началось всё с того, что лидер группы Ворон пришёл к необходимости написать песню о том, как важно быть в нынешнем мире честным, прямолинейным, настоящим – быть самим собой и ни в коем случае не терять ту первозданную свободу выбора, свободу творчества, свободу личности, которая у нас есть. Постепенно наметилась параллельность и взаимосвязь с войной и в частности с реальными историческими событиями сталинградской битвы - Ворон и его сотоварищи обратились к историческим фактам, к соответствующей литературе и вывели в тексте на поверхность страшные нюансы тех суровых времён, попутно наполняя каждую строчку и каждый пассаж своим особым эмблематическим, почти математическим смыслом, оживляя и наполняя силой былые лозунги.

К примеру, строчка “Небо пылает, небо горит” отсылает нас к немецким бомбёжкам Сталинграда, когда большая часть города просто выгорела, плавилась сталь, но люди выстояли, справились, не сломались даже там, и тогда, когда не выдерживала сталь. Отсюда становится понятной и следующая строчка “Наши тела – это сталь и гранит, наши тела – это наш Сталинград” – авторы проводят параллель к той стальной, гранитной, нерушимой, на самом деле просто удивительной стойкости и убеждённости сталинградцев, которые позволили им выжить и выстоять в таких страшных нечеловеческих условиях. Вероятно, именно поэтому не прижился первоначальный вариант строчки, где вместо слова “тела” было слово “дела” – ведь при всей необходимости и значимости конкретных дел и поступков, намного важнее тот факт, что делаем мы все свои дела именно с помощью тел, с помощью этой осязаемой физической оболочки.

С тем чтобы добавить в свой новый трек особой, исконно русской аутентичности музыканты пригласили Андрея Амосова на перевес с балалайкой, благодаря которому партии самого русского инструмента и появились в итоге в песне. В остальном же “Сталинград” это типичный материал группы Шаги за Окном: быстрый, энергичный, зовущий и мотивирующий. Тревожное атональное вступление, немного отстранённые и задумчивые гитары и вот вступает знакомый голос и слышатся призывные строчки. “Наш Сталинград” это самая глубокомысленная с точки зрения инструментала, почти прогрессивная композиция группы, и даже мелодия “Во поле берёза стояла”, исполняемая на балалайке, звучит очень в духе арт-рока, уводя сознание слушателя в туманные дали, где творят Yes, King Crimson и Rush, а если прислушаться, на фоне можно расслышать перестук-хронометраж часов, аналогичный тому, что слышится в минуту молчания.

Кажется, что вряд ли существуют в мире более непримиримые и кардинально противоположные музыкальные направления, чем панк и прог-рок, но именно их решили соединить в своём новом патриотическом треке Шаги за Окном. Они взяли энергию и напор у панка, а арт-рок предоставил им меланхолию, рефлексию и вдумчивое отношение к риффам и гармониям. Конечно, ничего невероятно сложного и математически парадоксального в актуальном треке с точки зрения музыки нет, но сам подход к исполнению данной композиции у ребят однозначно артовые, художественные. На всём протяжении композиции параллельно присутствуют и точно так же параллельно развиваются две противоположные инструментальные линии, из-за чего возникает глубокое, почти подсознательное ощущение такой же глубокой экзистенциальной и метафизической параллельности нынешних событий и того, что было много лет назад.

В текстовом “Сталинград” с одной стороны следует в рамках уже установившихся собственных традиций группы, а с другой – уверенно вписывается в общие каноны отечественного рока и поэтических традиций таких титанов отечественной рок-сцены, как Цой, Кинчев, Бутусов и Башлачёв. Авторы проводят уверенную параллель между историческими событиями сталинградской битвы и современным рок-движением, а, соединяя воедино прошлое, настоящее и будущее, призывают своих слушателей оставаться людьми и бороться за сохранение в себе человечности, попутно напоминая рок-музыкантам и властителям дум об их высоком призвании в том чтобы направлять и подкреплять дух тех, кто им внимает с тем чтобы зажечь, убедить и наполнить соответствующей убеждённостью: “наши тела – это сталь и гранит, наши тела – это наш Сталинград; наши штыки – это наши сердца, наша земля – это наш Сталинград”.

В сети сингл появился с подзаголовком “17 июля 1942 - ... ... ..... Вечная память. Вечная борьба. Вечная жизнь. И рано ставить точку”, музыканты сразу же заявили о своём желании отпраздновать грядущую годовщину победы в сталинградской битве в феврале 2020 года и даже посулили в этот день подарки своим слушателям, что свидетельствует о том, что актуальный сингл для группы больше чем просто очередная песня, а на самом деле целая акция – глобальное желание объединить людей под знамёнами веры, убеждённости, подлинных ценностей. Косвенно указывает на этот факт и закольцованный характер композиции: в самом конце трека мы слышим в точности те же самые звуки, которые звучали в его начале, в сознании возникает ощущение вечного de ja vu, и именно в этот момент приходит понимание, что слушать трек на рипите можно бесконечно: конец намекает на новое начало, а начало уже содержит в себе конец.

Обложку нарисовала художница из Калининграда Александра Петрова, запись проходила в Красноярске, сведение делали в Нижнем Новгороде, круг замкнулся, и восьмого мая, прямо накануне Дня Великой Победы сингл и сопутствующий ему клип вышли в свободное плавание на просторы Интернета. Конечно, чисто музыкально данная композиция не является каким-то откровением, но в данном случае весь шарм актуального сингла заключается как раз в том, как прямолинейно и безапелляционно, поистине по-панковски, но в то же время по-рок-н-ролльному напористо и эпатажно авторы спели о вечных и непреходящих ценностях, о ценности человеческой жизни, о необходимости помнить о подвигах ветеранов – собственно обо всём о том, о чём так много, долго и настойчиво пели хиппи со своим “make love, not war”, но со страстью и с убеждённостью кинчевского “Красное на чёрном”.

Ведь панкам петь на такую тему действительно как-то не престало, и в этом как раз и заключается новизна, вызов, разрыв шаблона и, если угодно, эпатаж. Представить себе молодого Кинчева, который со страстью и надрывом, характерными для его бессмертного хита с альбома “БлокАда” вещает про Сталинград, далеко не так просто, как может показаться, а теперь нам и представлять ничего не нужно, ведь всё уже наглядно продемонстрировали Шаги за Окном, вокалист которых на самом деле весьма смахивает на “доктора Кинчева” образца середины 80-х. Чётко, с вызовом и с характерным, чуть нагловатым панковским апломбом фронтмен коллектива выплёвывает слова в микрофон, и к такой экспрессивной отповеди на самом деле не так уж просто не прислушаться (ну а что, не всё же немцам из Accept петь про Сталинград – нужно и нам сказать своё веское слово)

В сегодняшней спешке мегаполисов так легко забыть за всей этой современной показной мишурой праздников и нарочито громких слов, что суть того самого бессмертного подвига наших предков– это стремление любой ценой дать будущим поколениям (то есть всем нам и прежде всего как раз нам), возможность жить полной и подлинной жизнью, радоваться простым вещам, любить, творить, глубоко ощущать себя человеком и сознавать свою человечность. И в нашей повседневной суете так часто теряется смысл этого подвига, потому что далеко не каждый способен эту самую человечность в себе воплощать и по-настоящему жить, а иной раз реализовывает и являет идеи и качества прямо противоположные, о необходимости дальнейшей борьбы с которыми как раз и напоминают нам сейчас Шаги за Окном. И посыл ведь здравый, важный и нужный, актуальный, осталось дело за малым – понять, расслышать, воспринять и понять, что бой продолжается.