ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Сибирская Язва "Метаморфозы"

22-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
СИБИРСКАЯ ЯЗВА
Релиз
“МЕТАМОРФОЗЫ”
Год
2019
Стиль
Alternative rock / emo / punk
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Новый Уренгой

У меломанов словосочетание “сибирская язва” традиционно ассоциируется с творчеством американской группы Anthrax, но возможно в скором времени всё изменится, ведь молодые эмо-альтернативщики из Нового Уренгоя взяли себе именно такое название, а их творческая плодотворность впечатляет: в одном только 2018 году у них вышло два демо-релиза (и это при том, что они стартовали в марте 2018 года!), с пометкой “2019” уже тоже есть две работы, и останавливаться они не собираются. Сами себя они называют арт-панком, и это на самом деле очень близко к реальности. Такой рваный, эмоциональный, интеллектуально-насыщенный, но абсолютно ситуативно, репетиционно и безалаберно исполненный материал очень трудно охарактеризовать как-то иначе, нежели художественный панк, однако нюансов здесь ещё больше.

Примитив и глубина, диссонансы и тоска по небесной гармонии, подростковая издёрганность и очень взрослое понимание того, что смыслы и идеи лучше, чем вещи и цифры, а также масса других противоречий и антиномий запросто уживаются в музыке Сибирской Язвы, а звучат они в точности так, как и должны звучать последователи Летова и Кобейна родом из 2018 - … . Скажу сразу, они могут быть очень музыкальны и медведь им на ухо если и наступал, то не очень жестоко и планомерно, однако человек, воспитанный на Led Zeppelin и Deep Purple, после загрузки любого их творения в CD-приёмник вполне может начать испытывать настоящие муки и жариться словно грешник на средневековой гравюре, изображающей адские пытки-непристойности. Звук, запись, сведение, отношение к собственному творчеству и степень организованности находятся на таком уровне, что хочется желать лучшего, но…

Сибирская Язва всё-таки достойна вашего внимания и на самом деле весьма интересна. Просто подходя к знакомству с коллективом, нужно изначально слегка сместить акценты и ожидания и чётко уяснить, что перед нами не чисто музыкальный проект, а арт-околомузыкальный погранично-рефлексирующий 3D-фикус, в котором пантомима, эмпатия и другие средства эмоционального воздействия играют такую же важную роль, как гитары, бас, ударные и голос. Зачем всё это? Уж точно не для того чтобы порадовать и впечатлить узколобых снобов и любителей благозвучий и филигранной техники. Ну а человек юный и ещё не забывший свои мечты (читай: не закостеневший в прагматизме) наверняка ввернёт здесь многозначное слово “самовыражение” и будет прав. “Сибирские язвенники” на самом деле творят своими звуками новый мир, и этот мир совсем не похож на то место, где всем нам доводится жить.

Сами авторы считают вершиной своей карьеры и наиболее целостным, законченным и гармоничным свой первый официальный полноформатник, выпущенный после демо-альбома и акустического релиза, поэтому мы сейчас его и рассмотрим. Начать стоит с того, что на альбоме аж 24 трека (!), и при этом на диске присутствуют семь немузыкальных интерлюдий, призванных разными немузыкальными средствами помочь потенциальному слушателю настроиться на нужную волну и наиболее адекватно воспринять идеи авторов, а стилистически представленные на альбоме произведения простираются от нежного колдвейва (“Спутник”) до агрессивного панк-блэка (“Автомат”), ядрёной психоделики (“Нотр-Дам”) и почти авангарда (“Фри-джаз”). Конечно, можно сказать и намного проще и просто вспомнить альбом “Сто лет одиночества” сами знаете кого, который оказался пропущен через призму времени, и в эмо-очках современных тинейджеров стал вдруг выглядеть как причудливый марсианский кактус.

Композиции с “Метаморфоз” напоминают не столько песни, сколько коротенькие скетчи-зарисовки на тему жизни чудаковатых романтиков в ещё более чудаковатом мире, к которому они всё никак не могут привыкнуть. Романтики удивляются приветствующей их реальности, реальность удивляется романтикам и в результате в атмосфере появляются радиоактивные выбросы, принимающие вид вот таких треков. Если в начале и в первой части пластинки произведения ещё более-менее песенны и традиционны с точки зрения традиционной песенной структуры, то в последней трети альбома нас ждёт уже настоящий атональный фейерверк, где такие авангардные выверты, как “S.O.S.”, “Вперёд” и упоминавшиеся уже выше “Фри-Джаз” и “Нотр-Дам” интересно дополняются нежными и меланхоличными номерами вроде “Терновника” и “Спутника”.

Впечатление от прослушивания остаётся по большей части какофоничное и слегка обескураженное, чему способствуют и не самые логичные и здоровые с точки зрения здравого смысла тексты, но если преодолеть притяжение зоны комфорта и войти в соприкосновение с идеями авторов, то очень скоро можно поймать себя на мысли, что атональности, непривычные сочетания звуков и особенности записи/сведения уже не так ранят ушные проёмы, а разрозненные детальки-паззлы начинают складываться в некие целостные и вполне себе осмысленные картины. “Вверх по лестнице, ведущей вниз” – помнится, характеризовали своё творчество Warrior Soul, а Сибирская Язва прибегает в точности к тому же самому приёму. Ну и чего вы ещё хотите ждать от альбома, который начинается с коды, а заканчивается треком, который называется “Вперёд!”? Вас с самого начала предупредили, что это путь в зазеркалье.

Участники группы и её лидер Юрий Великоднев очень любят хэндмейд-крафтовость и всячески подчёркивают рукотворно-художественный характер своего творчества - насколько я знаю, конверт-оформление нового акустического альбома Сибирской Язвы “Яд на твоём лице” Юрий делал сам своими руками. И да, раз уж я упомянул где-то там выше “Сто лет одиночества”, то стоит сказать, что “Яд на твоём лице” гораздо ближе к этому альбому Гражданской Обороны по смыслу, настроению и звучанию, чем “Метаморфозы”, и, к слову сказать, такие более нежные, единонаправленные, благозвучные и романтично-декаденствующие композиции в духе Sieben лично мне тоже ближе и понятнее, чем эпатажно-разнородный и переполненный смыслами винегрет “Метаморфоз”, но объективно, концептуально и музыкально “Метаморфозы” сильнее и ярче. И артовее. Ну а пока вы продолжаете удивляться тому, что у Егора Летова есть такие психоделические отражения, я скажу просто: вещь очень на любителя, но любители будут в восторге.