ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Silent Tales "Endless Way"

06-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
SILENT TALES
Релиз
“ENDLESS WAY”
Год
2019 (2018)
Стиль
Folk doom metal / melodic doom metal / folk metal
Лейбл
MORE HATE PRODUCTIONS
Страна, город
Россия, Воронеж

Приятно видеть, как и без того очень качественная и впечатляющая продукция одного из старейших российских андеграундных лейблов становится всё более крутой, интересной и впечатляющей. У каждого, даже самого солидного и талантливого музыканта, издателя, писателя и т.д. рано или поздно наступает момент, когда ему становится нужно учиться у собственных учеников, меняться и расширяться (вспомнить, как Judas Priest в начале и в середине 90-х следовали этому правилу на “Painkiller” и “Jugulator”), и More Hate Productions соответствует этому правилу на все сто: сначала в практически повсеместно блэково-дэтово-грайндово-трэшевом каталоге лейбла стали появляться робкие ростки вроде Хаме-Леон, затем их стало больше и больше, и вот сейчас мы все являемся свидетелями, как пышная и ухоженная клумба лейбла стала приносить настоящие шедевры вроде последнего альбома Aura или хоть рецензируемого сейчас, третьего по счёту лонгплея Silent Tales.

Группа была образована в 2003 году бывшими участниками достаточно известной и в чём-то даже знаковой капеллы Little Dead Bertha. Сами участники настаивают на том, что исполняют смесь классического мелодик-дума и кельтского фолк-металла, ну а я всё-таки склонен воспринимать их творчество более упрощённо и относить к фолк-металлу в традициях Midnattsol, Unshine и отчасти Lyriel. Бросьте в меня гаечным ключом, если я не прав, но лично в моём восприятии дум-метал это более мрачная, тяжеловесная, трагическая и драматическая музыка, а Silent Tales насквозь воздушны, эфирны, романтичны и мечтательны. Нет, это совсем не плохо, но сравните их, к примеру, с Elbereth, Where Angels Fall, Rain Fell Within, The Gathering или The 3rd And The Mortal – авторы и создатели “Endless Way” по сравнению с ними будут совершенно явно легче и полётнее, напоминая не столько первую группу Кари Руслоттен или кого-то ещё из перечисленных или не перечисленных выше составов, а скорее устремляясь к высотам Эньи и Лорины МакКенитт.

Третий диск коллектива выходит спустя двенадцать лет молчания и творческих поисков, и, как вы понимаете, без перемен не обошлось. Полностью отказавшись от мужского вокала, Silent Tales максимально сосредоточились на простеньких, но эффектных кельтских мелодиях и чарующих гитарно-синтезаторных переливах-перекличках, что, как мне кажется, им только пошло на пользу. Ещё старик Ницше отмечал, что музыка в целом это по преимуществу ночное искусство, а то, что делают Silent Tales это очень ночная и призрачная музыка. И музыка, нужно заметить, просто отличная, несмотря на специфический плоский звук в духе Midnattsol и Unshine и в целом не слишком объёмное и полифоничное звучание команды. Магия есть магия, и то, чем занимаются нынешние Silent Tales, это именно она. Порой их новые композиции напоминают не столько песни, сколько какие-то наговоры-причитания, заговоры или жалобные стенания на странном и нечеловеческом языке, хотя тексты и не отходят от привычной англоязычной линии.

Как справедливо замечает в своей рецензии на “Endless Way” Дмитрий Фомин, “прослушивание альбома напоминает затянувшееся сновидение, от которого мало что остаётся после пробуждения”. Минимум монументальности, минимум тяжести и основательности, никакой тоски и уж тем более никакого надрыва, только призрачные, туманно-иррациональные тени и полунездешние напевы – вот творческое кредо нынешних Silent Tales, и именно в данном регистре стоит воспринимать ныне эту группу. И именно в данном амплуа они сильны и интересны. Прекрасное оформление, не менее прекрасное исполнение, хоть и не лишённое некоторых огрех и звуковых казусов (гитары далеко не всегда звучат на актуальном альбоме безукоризненно, что, вроде как, подразумевает выбранный авторами жанр, а временами совершенно очевидно скатывается куда-то во времена думового олдскула далеко не самого импозантного и завидного качества), прекрасная концепция – перед нами поистине отличный диск.

Потенциал у группы очень солидный, и я ничуть не удивлюсь, если на своём следующем альбоме (хочется верить, что он выйдет не через двенадцать лет) авторы напрочь откажутся от этих схематичных металлических гитар, которые сейчас как странные и ненужные костыли по отношению к действительно очень даже привлекательным мелодиям и гармониям, да и воспарят в чистое ночное небо ничем не сдерживаемой мечты, ну а пока – музыка группы воспринимается как интересная, но не всегда безукоризненно гармоничная эклектика, компромисс между чистым кельтским спиритуализмом и классическим мелодик-металлом с едва заметным думовым привкусом. Поклонники Midnattsol и Unshine наверняка будут в восторге; те, кого впечатляют и радуют Aesma Daeva, возможно, тоже найдут на “Endless Way” что-то своё, быть может, даже далёкие от металла последователи Эньи сойдут со своих горных скалистых вершин и одобрительно качнут головой в такт, и всё это будет заслуженно. Отличная работа.