ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Солнце Находит Себе Глаза "Зимняя война в Тибете"

07-04-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
СОЛНЦЕ НАХОДИТ СЕБЕ ГЛАЗА
Релиз
“ЗИМНЯЯ ВОЙНА В ТИБЕТЕ”
Год
2020
Стиль
Psychedelic rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Белоруссия, Минск

Шаманская тематика издавна привлекала музыкантов самого разного профиля и направленности от Ольги Арефьевой до пауэрщиков Shaman и от финских певцов природы Tenhi до Hedningarna и Hagalaz’ Runedance. Кто-то все эти камлания-экзальтации воспринимает предельно серьёзно, кто-то – не предельно, не слишком или вообще не серьёзно, но соответствующая тематика на современной сцене представлена довольно широко, и поэтому нет ничего странного и удивительного в том, что белорусская группа с чудаковатым названием Солнце Находит Себе Глаза тоже решила избрать в качестве своего музыкального поприща шаманский психоделический рок.

Ребята играют музыку в духе классических Grateful Dead и Дюши Романова, но со своим особым почерком и характерным философским подходом. С более философским подходом, чем у Дюши, хотя экс-участник Аквариума, как вы помните, был очень даже неплох. Музыканты очень интересно совмещают иронию, юмор, серьёзные метафизические термины, игривые ритмы и густую психоделичность в единое целое, а на выходе мы имеем интересный экспериментальный рок, в котором гротеск и серьёзные шаманские реалии являются двумя сторонами одной монеты, а рок-квадрат и психоделический астральный полёт дополняют друг друга словно два крыла.

И всё-таки иронии на альбоме “Зимняя война в Тибете” больше всего, о чём достаточно внятно и красноречиво говорит уже и обложка альбома. Начинается диск с ироничной вещи “Поход к реке”, которая временами напоминает детскую считалочку или пыхтелку Винни Пуха про “куда идём мы с Пятачком”, но в то же время довольно тонко упоминает о “сути и зове внутренней звезды” “тени Бога” и “крови собственной души”. Отсылки к Оргии Праведников, к Сергею Канунникову (Возвращение) и многим другим подобным авторам не умаляют собственную уникальность белорусского проекта, а лишь подкрепляют её аутентичность, выступая в качестве ингредиентов и составных частей.

За считалочным началом следует ещё более ироничный кавер на “Беларусь”. И дело совсем не в том, что композиция исполнена на белорусском, а в особом настроении этого трека, а также в том, как исполняют и обыгрывают и без того шутливый текст затейники из Солнце Находит Себе Глаза. А далее нас ждут ещё более отвязный панк и настоящее хулиганство. На первый взгляд лиричная и даже романтическая “Пеплом Стать”, по сути, представляет из себя разухабистый и довольно колючий панк-рок с эпизодическими нецензурностями и прочими типично махновскими штучками, и как раз в этом месте альбом как будто срывается под откос и пускается уже во все тяжкие.

Отсылки к незаслуженно забытому шведскому шаману Карлсону, российским шаманам Буратино и Чебурашке и другим древним авторитетам добавляют этой бурлящей солянке афористичности, а участники СНСГ знай себе кайфуют и хулиганят как бывалые растаманы, одновременно напоминая и Сида Вишеза и Боба Марли, а долгая солирующая импровизация не даёт забыть о том, что для нас звучит всё-таки ни что иное как психоделический рок. Трек с мозговыворачивающим названием “Разговор с котом о базовой метафизике античной трагедии” добавляет в густое варево панковой непосредственности с оттенками регги-раздолбайства фанковые пружины, а вокальные линии здесь вплотную соприкасаются с речитативом и уже ни в чём не ограничивают себя в плане самовыражения.

Карнавальное мироощущение и кабаре-калейдоскоп сменяются нежной полубалладой “Театр”, а вот безусловная вершина пластинки – это 11-минутная философская медитация “Озеро”, где полным-полно мудрых мыслей, удивительных глупостей, неожиданных откровений и парадоксов, а также просто мыслей безо всякой привязки и повода. Забегая немного вперёд, замечу, что альбом имеет причудливую структуру: в своей первой части он задирист и панково-разухабист (“Поход к реке”, “Беларусь”, “Пеплом Стать”, “Разговор с котом…”, “Ведьмин поезд”), во второй части – вдумчив и плавно-глубокомыслен (“Театр”, “200”, “Зимний конь”, “Янут”), а разделяет эти две части – взрывная и ядерная рефлексия “Озера”. Повествование в этой вещи идёт практически непрерывно все одиннадцать минут, а концентрация мысли и ментального напряжения достигают своего апогея.

“Смерть, вода моя, – трансформация,

Старость, мудрость моя - лишь мутация.

А вода всё снесёт, даст здоровье,

Унесёт что-то с чёрными пятнами,

Унесёт и с пиявками-змеями,

Освежит мою голову ватную,

Ну а может и нет, в общем, верю я,

Что красивее места этого на земле не найду лучшего,

А когда к нам придёт лето, на, то душа запоёт ещё пуще, да”.

(с) Солнце Находит Себе Глаза – “Озеро”

Простенькие панковые мелодии снова настойчиво прорастают в “Ведьмином поезде”, вокальные линии спешат, путаясь и сбиваясь, и всё это ещё сильнее создаёт ощущение полубезумного праздника, где в едином хороводе перед глазами что есть мочи мелькают грибы, гномы, лесные обитатели, мульт-герои, дремучие слесари-шаманы и прочие персонажи сказочного фольклора, а психоделично-жутковатый фон подспудно намекает о высоком и вечном. Фолковые и народные интонации в “200”, в “Зимнем коне” и в завершающей диск “Янут” звучат очень благозвучно и раздольно, чего не портят даже вербальные хулиганства и шутки про телему, а, как мне показалось, такой размеренный и взвешенный стиль больше всего идёт группе.

Мне очень сложно оценивать чисто музыкальную и инструментальную составляющую данного компакта, и это не потому что она плоха или невзрачна, просто метафизический месседж и атмосфера больного психоделического сна в данном случае находятся на первом месте, а инструментал, как и полагается ему в случае с творчеством психоделических команд, выполняет роль вспомогательную и создающую настроение. Элементы авангарда, ненаучной фантастики и галлюциногенной инженерии делают этот музыкальный кавардак похожим на эксперименты Сергея Курёхина, Сергея Калугина и на музыкально-вербальные шаржи Б.Г. (Квартет Анны Карениной, альбом мантр и т.д.), но всё-таки у Солнце Находит Себе Глаза всё не так и всё иначе.

Альбом стоит рекомендовать в первую очередь тем, кто не лишён чувства юмора и открыт для восприятия нового и выходящего за пределы ограниченных дефиниций, терминов и категорий. И кстати, ещё герои сказок Эно Рауда Муфта, Моховая Борода и Полботинка утверждали, что психоделичность и психоделики предназначены исключительно для тех, кто знает толк в психоделии, а всем иным и прочим узколобым критикам категорически противопоказаны, и Солнце Находит Себе Глаза очень здорово иллюстрируют это утверждение. Нет сомнений, что “Зимняя война в Тибете” это шарж и шутка, но шутка стильная и хорошая.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N3 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)