ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Тегеран "Остаться собой"

07-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ТЕГЕРАН
Релиз
“ОСТАТЬСЯ СОБОЙ”
Год
2019
Стиль
Rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Омск

Этот омский студийный one-man проект всячески ратует за то, что в роке на первом месте должен быть смысл и идея, месседж, что само по себе, конечно, для русского рока совсем не ново, но лидер Тегерана Виктор Кармацкий идёт ещё дальше и начинает обращаться с рок-драйвом и рок-энергетикой как с рупором пропаганды и чуть ли не с разящим клинком. Когда-то наш замечательный писатель и публицист Д.С.Мережковский говорил, что отправляет свои книги в печать как послание в закупоренной бутылке, которую бросают в море потерпевшие кораблекрушение с тем, чтобы предупредить других об опасности, а сейчас Виктор Кармацкий в точности с тем же самым пафосом сочиняет и представляет свои песни.

Патетика Марсельезы и рока на баррикадах, лозунги-призывы, вопросы, обращённые прямо к совести – всё это было в нашем, да и забугорном роке и хэви-металле уже не единожды, но Виктор всё равно старательно гнёт всё ту же линию, с надрывом упирает на язвы и нарывы общества, призывая обратить на них внимание, задуматься и начать, наконец, что-то делать, чтобы остановить безумие и всеобщий регресс. “Чем отличается «протестный» рэп от «протестного» рока?” – риторически вопрошает Виктор и сам же отвечает: “рэп может обозначить проблему, но энергетику для её решения может дать только рок!”. Собственно, лучшего самоопределения и пресс-релиза для Тегерана и не придумать: это именно такой протестный рок.

Автор с самого начала обозначил свою новую полноформатную работу как концептуальную, где все песни по отдельности и во взаимосвязи друг с другом образуют целую и последовательно проводимую историю, рассказ о жизни. И это как раз то, что так любят наши олдскульные русские рокеры и слушатели классического русского рока: собираться на кухне, попивать портвейн, бренчать на гитаре простые, но такие душещипательные и до глубины правдивые песни, а потом спорить до хрипоты и до первых петухов о том, как нужно, стоит и надо бы, но никогда не будет. Так вышло, что я до сих пор не в курсе творчества Игоря Талькова и его столь почитаемых у нас в народе песен, но мне сильно кажется, что Тегеран наверняка не разочарует тех, кто любит Талькова.

“От харда до панка” обозначил музыкальную идеологию своей работы ещё на стадии добавления финальных штрихов и предпродакшна Виктор, и где-то в этом радиусе на самом деле и обретаются звуковые колебания “Оставаться собой”, не забывая про лирически размышляющие гитарные соло, рваные ритмы, седую, осеннюю, почти блюзовую печаль-тоску Константина Никольского и напористую, отвязно скандирующую манеру Кинчева и Цоя. Звук, конечно, далёк от идеала, но ностальгирующие по советскому року олдскуллеры наверняка останутся довольны и разочарованы не будут. Виктор так уверенно и беззастенчиво обращается со знакомыми до боли мелодиями и рифмами, что упрекнуть его в плагиате язык не поворачивается. Да это и не плагиат.

Чувствуется, что автор воспитывался на хитах Алисы, Кино и Аквариума, а теперь с удовольствием сам транслирует всё те же самые резкие, бунтарские, безоглядно рвущие на груди тельняшку идеи – не потому что это модно или способно повысить его благосостояние или потешить самолюбие, а потому что иначе не умеешь, а душа рвётся на волю и не может не петь. И так рождаются песни, которые затем складываются в альбомы, один из которых сейчас перед нами с вами. Виктор не старается гнаться за оригинальностью и поёт в точности так же и о том же самом, о чём некогда вещали со сцены его отечественные рок-кумиры, но разве кого-то из тех, кто превыше всего ценит ночные разговоры на кухне когда-то беспокоили вопросы оригинальности?

Мощные ритмичные песни в лице таких номеров как “Вера или дело”, “Время гасить экраны” и “Воины Света”, не желая нарушать каноны жанра, чередуются на альбоме с глубокомысленными балладами вроде таких вещей, как “Тревожный батальон” и “А ты сможешь?”, но даже такие бодрые, простоватые и очень прямолинейные вещицы в традициях Сектора Газа вроде “Проехали!” звучат очень серьёзно и почти воинственно, а мне то и дело по ходу прослушивания мерещились E.S.T. и Чёрный Обелиск, а если точнее, эстевский залихватский напор и серьёзный экзистенциальный пожар классических крупновских строк. Конечно, Виктор Кармацкий не Крупнов и не Кинчев, но он занимается в точности тем же самым и призывает жить по заветам в духе всё или ничего.

Все песни с актуального альбома по большей части просты, а порой и безыскусны, но такие треки как “Много не надо” или титульная вещь действительно неслабо цепляют и заставляют задуматься. Автор в очень простых и доходчивых выражениях, обращаясь к очень простым и всем понятным примерам, иллюстрирует свою мысль и на самом деле очень показательно и планомерно проводит такие, казалось бы, самоочевидные и старые как мир мысли, что слабого нужно защитить, быть мудаком – плохо, а корыстолюбивый изоляционизм – это так себе смысл жизни. Ничего нового, всё довольно избито и архетипично, но эти песни продолжают гореть как вечный огонь и ничуть не кажутся каким-то околополитическим вывертом или анахронизмом.

Не обязательно после или в ходе прослушивания альбома лезть на баррикады или идти клеить листовки – автор высказывает свои идеи очень мягко и деликатно, не перегибает с патриотизмом и совестливыми менторскими проповедями, а просто, ясно, открыто и искренне апеллирует к вечным и святым, но не всегда очевидным в наше время и замусоленным показным сетевым цинизмом ценностям. Собственно, каких-то политических лозунгов и чего-то ещё в подобном ключе я на диске не увидел вовсе, а увидел просто хороший, качественный русский рок, который вот-вот станет русским хэви-металлом и окажется в одном строю с упоминавшимся уже выше Чёрным Обелиском и ещё не упоминавшимися, но не менее достойными и прекрасными Чёрным Кофе, Легионом, Тяжёлым Днём и иже с ними.

И ведь действительно: ещё чуть-чуть сгустить краски и усилить контрасты и выйдет “Огонь” Тяжёлого Дня, а эстетика у Тегерана на самом деле очень даже шипастая и вообще в духе хэви – даже мановарам с джудаспристами было бы чему поучиться. Как мне кажется, автор немного промахнулся, сделав ставку на панк, а не на хэви-метал (представьте, насколько круче и мощнее зазвучала бы та же “Остаться собой”, если бы в ней заменить эти легкомысленные панковские ритмы на более внушительные и героические эскапады в духе Judas Priest времён “Painkiller” или Тяжёлого Дня времён “Огня”). Остаётся надеяться, что на следующей пластинке Виктор подкорректирует свой совесть-рок и иначе расставит акценты, сместившись в сторону таких отличных треков с рецензируемого компакта, как “Миг нашей победы” и “Много не надо”.