ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Trepanation "DSM-V"

19-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
TREPANATION
Релиз
“DSM-V”
Год
2020
Стиль
Death metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

От группы, которая называется Трепанация, ждёшь мрака, ужасов и разного рода радикальностей, и всё было именно так или почти так пять лет назад, когда я писал своё ревью на сингл Trepanation “Saturn”. Формально это по-прежнему дэт-метал, ну а если присмотреться к нюансам и мелким бесам деталей, то перед нами не просто смертомет и не просто музыкальная радикальность в духе кишки-расчленение-кровь. Сегодняшние Trepanation, как и некогда выбравшие себе тоже очень прямолинейные названия Septic Flesh, Graveworm и Gorefest, прогрессируют и опускаются в бездны ментальных парадоксов для того, чтобы накопать там чуть больше страха и жути, чем можно найти в нашем материальном мире и в повседневных экзистенциальных лабиринтах.

Дэт-метал, в котором на постоянной основе присутствует чистый вокал? Да, такое бывает, и в наше время это уже совершенно не редкость, но “DSM-V” всё равно звучит непривычно и свежо для своей жанровой ниши. Обилие вставок с акустическими переборами, чисто прогрессивных кусков, отчаянной меланхолии в духе Opeth, а порой и чуть ли не думовых фрагментов делает этот попавший к нам на обзор новейший лонгплей команды настоящим кроссжанровым монстром. Это действительно трепанация, но не в физическом и не в медицинском смысле, а скорее в плане метафоры, описывающей процесс погружения в собственное подсознание и выход навстречу тем фуриям, чертям и ископаемым, которые дёргают оттуда за ниточки и отравляют нашу жизнь.

Треки длительностью по семь, девять и более минут, сложные структуры композиций, названия в духе “Паралич души” и “Фантомная боль” – альбом основателен, глубок и великолепно подкован в своей области. Влияния Tool и подобной тяжёлой психоделии более чем очевидны, и Trepanation с куда большим удовольствием обращаются к среднетемповым утрамбовывающим прог-риффам, нежели к типичным дэтовым штампам. Собственно-то штампов здесь практически и не присутствует, а вместо них нас ждёт всё сплошь экспериментальные, авторские и прогрессивные наработки Антона Корякова и Ко, которые музыканты подают с потрясающей изысканностью (обратите внимание, скажем, на коду той же “Paralysis Of The Soul”) и с душой.

И да, чистого вокала на альбоме не просто много – именно чистоголосые партии правят бал на “DSM-V”. Нет общим местам и заезженным клише, нет проторенным дорогам и очевидным решениям – нынешние Trepanation не чувствуют ни малейшей необходимости в том, чтобы соответствовать хоть каким-то из металлических стереотипов, а вместо этого с головой бросаются в пучину психотического металла в традициях поздних VoiVod. Чем дальше развивается сюжетная линия пластинки, тем больше становится на альбоме психиатрии и психоделии, и тем сложнее, смелее и непредсказуемее становятся аранжировки коллектива. Уже в четвёртой вещи “Indecent & Sensitive” нас ждёт сумасшедший фейерверк прогрессивных соло и неожиданных мелодий, а дальше всего этого будет ещё больше и чаще.

И, конечно, традиционного дэта будет всё меньше, и проявлять себя он будет всё реже и неохотнее. Если это дэт-метал, то только в том же смысле, в каком дэтом считаются Opeth или, скажем, Alas, а вот когда дело доходит до титульной вещи, Trepanation начинают больше смахивать на Tool, поздних Anathema и даже Alice In Chains, а мясная дэтовая долбёжка растворяется без следа в их затейливых инструментальных перекличках и задумчивых соло. Они настолько свободолюбивы и пластичны, что позволяют себе гнуть и переплавлять каноны экстремального металла с такой радикальностью, что метал перестаёт быть металлом, а бронебойный ураган риффов распадается на винтики и гвоздики, образуя причудливые пазлы.

Арт-пост-метал Trepanation действительно имеет немало общего с упоминавшимися выше Alas, Tool, Anathema, VoiVod и Alice In Chains, но аллюзиями и отсылками к ним не ограничивается, устремляясь глубже, дальше, выше и вообще за пределы всего известного и привычного. Дума и атмосферы становится невыносимо много в “Gray”, на ум приходят Swallow The Sun и Pyogenesis, а чем дальше слушатель будет продвигаться по хронометражу диска, тем больше неожиданных сюрпризов, инструментальных откровений и нелогичных сценариев будет он встречать в композициях, в то время как прог и атмосферность Trepanation станут тяготеть к авангарду и пойдут блуждать по звёздным дорожкам ночного одиночества вне времени и пространства.

Сказать, что я был обескуражен этим альбомом, это, наверное, не сказать ничего. С трудом удаётся поверить, что в России мог появиться настолько сильный, оригинальный и самобытный материал с такой убедительной и впечатляющей вокальной работой и с такими профессиональными аранжировками, но это факт, и отрицать его не представляется возможным. Не знаю, в чём тут дело, но россияне довольно неуверенно себя чувствуют, когда дело доходит до чистых импровизаций и до заплывов вне традиционной куплетно-припевной схемы. Нет, уплывать от неё они, конечно же, могут и умеют, но вот глубины и содержания в таких отплывах, как правило, не наблюдается. Чего, к счастью, совершенно нельзя сказать про Trepanation.

Не так часто сумбур, математика и какофония могут быть такими слушабельными и приятными, далеко не само собой разумеется, что тяжёлый арт-прог имеет не только смысл, но и душу, однако Trepanation сумели стать исключением из всех или большинства правил и записали по-настоящему впечатляющий диск. Их экспериментальность не выглядит высосанной из пальца и надуманной, а подход к сочинению и исполнению своего материала напоминает про мастеров и гуру забугорного тяжёлого рока. Для любителей свежих решений и нестандартных путей в современном околоэкстремальном металле совершенно необходимая для ознакомления вещь, пропустить и проигнорировать которую будет совершенно непростительно.