ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы TVOY "Single"

28-08-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
TVOY
Релиз
"SINGLE"
Год
2019
Стиль
Rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Сыктывкар

Да не введёт вас в заблуждение название данной пластинки - перед нами сейчас совсем не сингл, а вполне себе полновесный и полноформатный дебютный альбом one-man-проекта из Сыктывкара под предводительством Константина Поташова. Не имею ни малейшего представления по поводу того, что хотел сказать автор таким названием своего диска, но внимание оно привлекает – это факт, а попутно, вполне вероятно, наведёт кого-то на размышления о внутренней связи и оттенках в значении английских слов “single”, “alone”, “lonely” и “one”, а также о том, как они способны корреллировать с аббревиатурой diy (do it yourself) – да-да, вы всё правильно поняли, и самобытности на данном CD хоть отбавляй!

Достаточно продолжительное интро звучит в своей первой половине в духе релакс-медитаций, но во второй половине утяжеляется, и “голос за кадром” неожиданно откровенно заявляет “соберём все вместе синглы, вот и альбом”, хотя я бы не стал утверждать, что всё в данном случае настолько уж просто и безыскусно! Первый трек “О ней – о любви” представляет свою собственную вариацию автора на тему, как мог бы звучать классический русский рок в духе Кино в содружестве с полифоничным ньюэйджем вроде X-Perience, Era и Enigma. Голос Константина напоминает одновременно Цоя и Бутусова, а музыкальное оформление его песен вызывает в памяти Лорину Маккеннитт и всё тех же Enigma, Era, Deep Forest и иже с ними.

Кстати, о Лорине. Третий по счёту и второй песенный номер на пластинке “Если уйдёшь…” записан совместно с Аллой Саревой, и на самом деле за счёт использования женского вокала ещё ближе подбирается к владениям Лорины, Эньи и всяческих Clanned, а вот сменяющий эту вещь трек “Жить мечтой” неожиданно делает крен в сторону колхозной панк-эстетики Сектора Газа, и даже голос вокалиста неожиданно начинает смахивать на Юрия Клинских, что происходит на фоне всё тех же арфовых переборов и прочей стилизованной музыкальной кельтики, а потому pfvtnbnm, что это звучит диковинно, будет сейчас как нельзя более уместно.

Тяжёлые металлические гитары “Кино” приносят на диск влияния индастриала, который в сочетании с разухабистой вокальной манерой автора звучит как какой-то полунездешний вариант паган-металла (и, кстати, в текстах и в голосе в данном треке проскальзывает что-то от Шклярского), а вот звук и сведение настолько атмосферны и разреженны, что в них можно утонуть. “Падший” и по тексту, и по исполнению смахивает на классические хиты Наутилуса Помпилиуса, хотя и здесь не обошлось без характерной для Tvoy мистической подоплёки и появившихся в прошлом треке тяжёлых массивно-припечатывающих гитар.

“Недоброе утро” выглядит как апофеоз индустриального панка, где на фоне тяжёлых рамштайноподобных гитар и буйства синтезаторов Константин то подражает вокальным упражнениям Короля и Шута, то пробует себя в экстремальных дьявольских повествованиям, ну а коротенький финальный набросок “Праздник приходит” это уже откровенный стёб, шарж и всецело эмоционально-импульсивная, ситуативная запись. Что будет если смешать Несчастный Случай, Шмелей, Пикник и Наутилус Помпилиус? Вероятно, ответ сейчас перед нами, и звучит он довольно органично и почти естественно.

Не нарушает эту органичность даже тот факт, что альбом как будто состоит из двух равных, но совершенно разных частей, и первые четыре трека словно написаны и записаны совсем другой группой, нежели последние четыре: очень мало общего у эфирных, воздушных, почти ньюэйджевых “О ней – о любви” и “Если уйдёшь…” с грузными, рваными, монолитно-свинцовыми “Кино”, “Падший” и “Недоброе утро”. Саунд, настрой, даже эмоциональная окраска лирики совершенно разные в первых четырёх пьесах и в последних четырёх, а в целом создаётся ощущение, что музыкант сам ещё не решил, в каком направлении ему больше хотелось бы развиваться, и представил эдакий концептуальный шеридан – музыкально-словесный инь-ян.

При всех очевиднейших недоработках в плане саунда, сведения, композиции и общем diy-уровне продюсирования актуальный релиз привлёк моё внимание и заинтриговал своей экспериментальностью и свежим взглядом на феномен русского рока. Есть на диске что-то отдалённо напоминающее атмосферу и настроение аквариумовского “Пепла”, раннюю классику Наутилуса и Агаты Кристи, и какая-то ничем не связанная и ни на что не ориентирующаяся непосредственность, из которой так часто рождались великие диски и великие группы. Конечно, на данном этапе всё это ещё очень далеко не про Tvoy, но задел весьма неплохой и многообещающий.

Порой “Single” смахивает на ранние происки The Cure, Bauhaus и Sisters Of Mercy, порой кажется каким-то визионерским винегретом, а в общем и целом представляет собой набор пока ещё очень сырых и не вполне доведённых до ума музыкально-текстовых скетчей, но именно в этом его сила. Чистый неогранённый алмаз всеобъемлющей экспериментальности на почве великого и несравненного русского рока в исполнении Tvoy можно сравнить с тем, что выдали нам в недавнем прошлом N & B, Hagat и Турбогроб, а можно ни с кем и ни с чем не сравнивать, а просто прильнуть к этому источнику чистой музыкально-текстовой непосредственности и освежить своё восприятие музыки, а заодно избавиться от вросших в сознание шаблонов и стереотипов.