ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Tyler Durdenn "Сны Самоубийц"

13-01-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
TYLER DURDENN
Релиз
“СНЫ САМОУБИЙЦ”
Год
2019
Стиль
Rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Воронеж

Депрессивный декаденствующий рок может быть разным: это может быть что-то в духе Агаты Кристи и Deform или что-то в традициях The Cure, а может и вовсе близкое к готик-металлу Sentenced. Начинающая поэтическая группа Tyler Durdenn как будто вбирает в себя элементы всех упомянутых выше групп и на своём дебютном лонгплее даже стремится выйти ещё дальше за границы очерченного мной спектра. Их кредо – мрачные, суицидальные истории с привкусом гротеска и холодной полночной готики, а чисто музыкально они всё ещё находятся на рок-берегах, но не чураются жёстких и прямолинейных риффов, отдающих меланхолией упоминавшихся уже выше Sentenced и вплотную примыкающих к ним Gloom, Cayne и Charon.

Уже в открывающей альбом “Души не сгорают” нас встречает довольно впечатляющий и атмосферный инструментал поверх которого с удовольствием накладываются болезненные вокализы в традициях братьев Самойловых. Гитары утяжеляются во второй вещи под названием “Тихий Холм”, откуда-то издалека появляются синтезаторные колокольчики и какие-то полуиндустриальные ритмы, а вокал и смены ритма и настроений становятся ещё более неожиданными, непредсказуемыми и шизофреничными. Временами голос вокалиста срывается на скрим и крик, временами почти рычит, и всё это в совокупности образует странноватый психоделический калейдоскоп, в котором на троне восседают безудержные противоречивые эмоции, а удерживать их никто не думает и не собирается.

Зря в начале нулевых эмо и готы спорили друг с другом и тянули одеяло в разные стороны – если бы они послушали Tyler Durdenn, им тут же стало бы ясно, что никаких противоречий между мрачной эстетикой и инфантильной эмоциональностью нет. Надрывная тяжёлая баллада “Навсегда” сменяется сначала размытыми, а затем ритмичными и чеканящими всполохами визионерской медитации “Война”, затем настаёт черёд контрастной маниакально-депрессивной апатии “Эпохи Переворота”, а в треке “Корабль” слышится чуть больше классической Агаты Кристи пополам с какой-то шаманской психоделикой, в то время как абстрактные провалы и зияющие пустоты “Крыльев бабочки” одновременно пугают и чаруют, а настойчивые электронные софиты “Тумана” звучат как футуристическая дискотека.

Нежная, почти романтичная баллада “Ты Одна” привносит на пластинку более человеческие и сострадательные мотивы, напоминая о том, что готы и эмо любят не только кладбища и готические соборы, но и уютные домашние вечера при свечах, а следующая за ней “Цветы” продолжает пластинку на такой же вкрадчивой и мечтательной ноте, ещё глубже погружая слушателей в эйфорию “объятий греха”. Эмоциональные и жанровые перехлёсты на альбоме действуют по принципу лёд и пламень, то бросаясь в гущу интеллектуальных софизмов, то наоборот, словно отбрасывая всякое рацио и отдаваясь на волю всепобеждающей магии чувств и велений сердца. Наверное именно так и должно звучать старое доброе маниакально-депрессивное расстройство в стиле “рок”, и Tyler Durdenn с удовольствием действуют в этом ключе.

Пламенно-ледяная “Колыбельная” снова упоительно играет противоположностями и контрастами, удивляя воображение смелыми образами и неожиданными сравнениями, гитары рычат, ударные отчаянно месят землю нетерпеливыми копытами, но вокалист на волне своей поэтической экзальтации очень мало внимания обращает на этот шторм и смерч инструментала и продолжает скандировать на разные голоса свои болезненные откровения. Долгожданные и наиболее приятные лично для меня на этом альбоме влияния Sentenced и характерный гитарный звук возвращаются в “Чёрном Дожде”, в коде которого нас ждёт долгий и страшный повествовательный нарратив, а завершается всё треком “Дети Войны”, который звучит как претензия на абстрактный и благодаря этому совершенно универсальный эмбиент-гимн.

Tyler Durdenn это тоже определённо “дети Агаты”, как окрестил группы, следующие в русле творчества братьев Самойловых Игорь Хайлук из проекта Тень Моего Эссе, но в отличие от той же Тени Моего Эссе, Kontush или Стимфонии “Сны Самоубийц” звучат более жёстко и по-металлически, то напоминая по атмосфере сентедовские “Down”, “Frozen” и “Cold White Light”, то срываясь куда-то в авангард. Альбом у коллектива вышел настолько разноликим и эклектичным, что напоминает скорее сборник песен разных групп, чем работу одного музыкального коллектива. Сложно сказать, какая из музыкальных личин больше всего идёт Tyler Durdenn – наверняка у каждого слушателя будут свои личные фавориты и свои ориентиры в этом плане, ну а я, стараясь быть максимально объективным, констатирую, что все они интересны и заслуживают внимания.

Конечно, “Сны Самоубийц” это эксперимент и как любые сны любого потенциального самоубийцы они разнятся, порой полностью противореча друг другу, отменяя друг друга и всеми силами стараясь перекричать, перекрыть, растворить образы своих собратьев, чтобы остаться единственной, последней и доминирующей реальностью в сознании пробудившегося от сна человека. От иррационального и нереального и от безумного и чудовищного (а чудовища, как известно, больше всего любят обитать в снах и мечтах) до возвышенного, великого, вечного и прекрасного – рецензируемый альбом балансирует между двух взаимоисключающих и противоборствующих пропастей, заглядывает поочерёдно то в одну, то в другую, но принять и окончательно раствориться ни в одной из них не может и не хочет.

Давно стало общим местом и быть может даже традицией что мы оцениваем русскоязычные рок-альбомы с точки зрения их текстов, которые воспринимаются не просто как “текст” и “лирика”, но как большая поэзия, “поэтическое слово” и вообще чуть ли не драматургия, и я могу сказать, что Tyler Durdenn и его лидер, скрывающийся за диковинным псевдонимом Burials Moon могут быть весьма интересны и поэтичны. До точности и образности Шклярского или до истерической смелости Самойловых он пока ещё не доходит, но явно намеревается и догнать, и перегнать, и затмить. В “Снах Самоубийц” есть немало отличных строчек и цепляющих образов, а его непредсказуемость и нервная, изломанная, какая-то дёрганная непоследовательность и непостоянство неплохо помогают ему удерживать внимание слушателя, не давая потенциальной аудио-жертве отвлекаться. Ну что же, вполне себе вариант и решение. И для дебюта очень даже хорошо.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 1 за 2020 год