ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Utburd "Story Of Frozen Souls"

16-09-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
UTBURD
Релиз
“STORY OF FROZEN SOULS”
Год
2021
Стиль
Atmospheric black metal / depressive black metal / doom black metal / horror black metal
Лейбл
MORE HATE PRODUCTIONS
Страна, город
Россия, Оленегорск

Многие из нас любят сказки в детстве и продолжают их любить, даже когда переходят во взрослый возраст, обзаводятся семьями, ипотеками, лысинами, циррозом или даже ещё чем похуже. Именно на это рассчитывает целая плеяда авторов от Геймана и Пратчетта до Стивена Кинга, Эдгара По и Лавкрафта, именно такими соображениями руководствуются создатели альбомов в жанре тяжёлого и экстремального рока, и именно об этом нам то и дело напоминают новинки киноиндустрии, когда мы увлечённо поглощаем попкорн и потеем от восторга за их просмотром. От ужасов и несправедливости жизни нам слишком хочется сбежать к ужасам и несправедливостям выдуманных миров, где на небе четыре луны, из тени запросто могут появиться демоны и исчадия мрака, а волшебные силы и благородные герои вполне способны не придти на помощь, увлекшись своими слишком важными и неотложными делами.

Наверное, на каком-то подсознательном уровне нам легче воспринимать алогичности и странности этой жизни, напоминая себе о том, что даже в сказках всё дико, жестоко, абсурдно, парадоксально и порой откровенно некрасиво. В любом случае, до психологических корней данной проблемы ещё предстоит докопаться психологам, философам и антропологам, а мы не будем больше здесь теоретизировать по этому поводу, а просто посмотрим, как всё это бывает на вполне конкретном примере, и почему мрачное, холодное, обречённое и промозглое способно привлекать, радовать и даже восхищать. А факт состоит в том, что сумрачный северный one-man-проект Utburd долго всех предупреждал и анонсировал и вот, наконец, обнародовал своё очередное эпичное повествование о том, как бывает зябко и одиноко в Антарктике и почему полушутливое предупреждение Бармалея об опасности дальних путешествий не так уж похоже на шутку, а игнорировать его, по крайней мере, в некоторых ситуациях, ни в коем случае не стоит.

Лидер проекта Туор решил начать с того, чтобы лишний раз напомнить всем, в какое смертоносное и триумфальное оружие превращается сочетание стабильности и новизны, и, оставшись на своих собственных атмосферно-депрессивных блэковых позициях с лёгким привкусом дума и не став менять курирующий его деятельность лейбл, всё-таки изрядно повысил градус основательности, монументальности, концептуальности и значительно расширил размах собственного творчества. Красочное крафтовое оформление, стильный дигипак, впечатляющая история со всеми характерными чертами хорошего триллера, а где-то чуть поодаль и за всем за этим лёгкий намёк и подспудное напоминание “сказка ложь, да в ней намёк….” Или как пишут сейчас в начале претендующих на культовость кинематографических блокбастеров “основано на реальных событиях” и “все совпадения с реальными событиями, местами, людьми и происшествиями в данном произведении не случайны и имеют место быть”.

Ну а если более конкретно и по фактам, то “Story Of Frozen Souls” сложный, многоплановый и не самый лёгкий для восприятия альбом. Чувствуется, что музыкант долго и основательно корпел над своим детищем, постарался вложить в него душу, и итог вышел соответствующий. Кто-то скажет, что не обошлось без общих мест и клише жанра (что местами действительно так), ну а я отмечу противоположную тенденцию работы и укажу на её парадоксальность, неожиданное интро и смелые атмосферные вставки. На выходе у Туора действительно получилась монументальная история, в которой мне даже послышались намёки на эпичную повествовательность Bal-Sagoth, однако в отличие от мифологичной батальности британцев актуальное творение Utburd упирает исключительно на хоррор, мрак и экзистенциальный ужас бездны человеческого отчаяния, стремясь быть конкретным, реалистичным и детальным.

Автору удалось очень легко и изящно совместить гротескную сумрачность, свойственную произведениям Эдгара По и Лавкрафта с настоящими повседневными кошмарами, и тем самым лишить без сомнения великую, но всё-таки уже несколько приевшуюся и избитую литературную классику всякой карикатурности, предсказуемости и схематичности. “Story Of Frozen Souls” оставляет ощущение ожившей средневековой гравюры, и во многом действительно весьма и весьма реалистичен и убедителен. Несмотря на всю свою кинематографичность и даже порой театральность, а также на все возможные параллели и отсылки к ранним Diabolical Masquerade, саунд релиза настолько монолитен и сокрушителен, что буквально не оставляет камня на камня от любого скепсиса и каких-либо сомнений. Здесь больше красоты и грации, чем чистого блэка и его стереотипов, но именно в этом и состоит основная мощь и особая одухотворённость пластинки.

Даже если вам не очень близка тематика альбома, его колористика и собственно та тему, которой он посвящён, послушать его всё равно стоит. Помнится, как-то лет двадцать назад я, будучи категорическим противником жанра детектива, наткнулся на книжку Алистера Маклина “Ночь без конца”, и от нечего делать взялся её полистать, даже не пытаясь скрыть своего скепсиса по поводу содержания данного литературного опуса, и, к своему величайшему удивлению, буквально потонул в недрах данного произведения. Нечто подобное случилось со мной и по ходу прослушивания рецензируемого диска. Его резкие переходы, непредсказуемость и великолепная свобода в обращении со средствами музыкальной и вербальной выразительности вновь и вновь напоминали мне незабвенные опусы Блекхайма, но ни разу не скатились в плагиат или в слепое раболепное подражание. Красивый, разнообразный и невероятно эстетичный релиз.